Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Понятие общего недоразвития речи в историческом и современном аспектах

Понятие общего недоразвития речи в историческом и современном аспектах

Страница 1

В специальной отечественной и зарубежной литературе неоднократно отмечалось, что у значительной части детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения от нормы в речевом развитии. Об этом говорится в работах Р.М. Босксис, Л.С. Волковой, В.К.Воробьевой, К.М. Гриншпуна, Н.С. Жуковой, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Рау, Л.Ф.Спировой, М.Е. Хватцева, Г.В.Чиркиной, С.Н. Шаховской, М.Ф. Фомичевой и многих других.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии: Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.И. Жаренковой и другими по итогам многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста в 50-60-х годах ХХ века.

Понятие общее недоразвитие речи основывается на прогрессивной точке зрения о возможности единого педагогического подхода к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвития речи у детей, исходя из конкретного состояния языкового развития речи каждого ребенка.

Проблема формирования лексического строя языка у детей долгие годы интересовала таких известных, признанных во всем мире отечественных и зарубежных лингвистов и психологов, как А.Н. Хомский, Ж. Пиаже, Дж.С.Брунер, Л.С. Выготский, А.Н.Гвоздев, Д.Б. Эльконин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

Впервые проблема усвоения ребенком лексического строя языка остро встала перед отечественным дошкольным воспитанием в первые послевоенные годы. Ощутимое недоразвитие речи наблюдалось у воспитанников детских садов, переживших войну. Все это побудило начать исследования в сфере педагогических условий обучения детей родному языку, его фонетике, лексике, грамматике. Такие исследования были начаты Е.И. Радиной, А.П.Усовой, Е.А. Флериной, Р.И.Жуковской.

Более глубоко проблема формирования лексико-грамматической стороны речи стала изучаться в пятидесятые годы после выхода в свет фундаментального труда А.Н. Гвоздева «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» в 1953 году. В этой работе детально описано, какие грамматические категории, элементы и конструкции появляются в речи ребенка на каждом возрастом этапе.

На огромном материале К.И.Чуковский показал, что в дошкольном возрасте ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, к смысловой и звуковой стороне речи. Эта чувствительность проявляется в легкости, с которой ребенок запоминает слова, их звучание и значение, осваивает нормы и правила грамматики и лексики, тонкости анализа слова и его формы, а также в особом, лингвистическом (познавательном) отношении к языку, звукам, рифмам.

А.Н. Гвоздевым был очерчен круг явлений, представляющих трудность для усвоения детьми: спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных, падежное управление и многое другое.

На преодоление этих трудностей и были обращены поиски педагогов-исследователей и практиков О.И. Соловьевой (1960), А.К. Марковой (1955), А.М. Бородич (1974), В.В. Глебовой (1987) и др.

Параллельно аналогичные исследования велись психологами: Д.Б. Элькониным (1958, 1960), Ф.А. Сохиным (1951), А.В. Захаровой (1955), В.И. Ядешко (1966). Основной результат их исследований — выяснение существенных звеньев механизма овладения лексико-грамматическим строем: развитие понимания грамматических форм через выяснение реальных отношений, лежащих в основе грамматических категорий, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование (отрыв от конкретных образов) и перенос, генерализация обобщенного отношения на новые области действительности. Было показано, что наиболее благоприятна такая ситуация, при которой правильное использование грамматических форм, точность ее звукового облика, обретает в действительности сигнальное значение.

В логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой аномалии, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

Тяжелое речевое недоразвитие у дошкольников может проявляться от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонетического недоразвития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Понятие, роль и значение музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Одним из средств формирования музыкально-творческих способностей детей может быть музыкально-игровая драматизация. Она может использоваться при условии достаточно развитого восприятия музыки и наличия в активе школьников как двигательных, так и специальных навыков, таких, как мимика, сценическая иг ...

Познавательная деятельность ученика на уроках математики в начальной школе
Математика – один из обязательных предметов начальных классов. И это не случайно. Признание математики обязательным предметом непосредственно связано с ее ролью в научно-практической деятельности человечества. «Красавицей» называли математику древние индусы, а древние греки – «гимнастикой ума». С р ...

Средства теоретического обучения
Средства обучения являются важным компонентом процесса обучения, который включает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся. Эта деятельность связана с применением определенных средств — слово преподавателя, текст книги, оборудование, приборы, учебные принадлежности, наглядные пособия и ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru