Образование » Танцевальная деятельность как средство развития координации движений старших дошкольников » Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте

Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте

Страница 1

Исследования танца как вида творческой деятельности человека проведены нами с помощью метода системной классификации категорий и понятий, разработанного Е.Д. Гражданниковым. Этот метод позволил научно обосновать теоретическую модель танца с определением структуры танца и выделением следующих понятийных семантем танца.

Структура танца точно отражает его пространственно-временную и социальную организацию. Структуру танца определяют поза, ритм, па, жест и его имитация. Это позволяет преподавателю физической культуры или тренеру работать с точными структурными компонентами, которые до этого никогда и ни кем не были выделены в физической культуре и спорте. Преимущество точных знаний, по сравнению с приблизительными знаниями, очевидно.

В широком понимании танец — это вид творческой деятельности человека, предназначенный для игрового воздействия на самого исполнителя или для зрелищного эффекта, достигаемого путем имитации жестов, ритмической смены поз и па, служащих образным языком, способным выражать эмоциональное состояние человека. Танец, по существу, охватывает эволюцию всей культуры человеческого общества, все исторические типы танца. Его условно назовем «культурологический танец», и он успешно может быть привлечен в систему массового физического воспитания. Игровые танцы, т.е. проводимые непосредственно в интересах участников, относятся к первому (широкому) типу танца.

В узком понимании танец — это вид творческой человеческой деятельности, в которой обязательно используются особые па, т.е. такие ритмические сочетания поз, которые обладают функциональным и эстетическим единством. Танец условно назовем «танец художественного па», зрелищный или эстетический танец. Зрелищные танцы, т.е. предназначенные для публики, принадлежат соответственно ко второму (узкому) типу танца. Привлечение этого типа танца в массовую физическую культуру может быть, но в весьма ограниченных и неразвернутых формах. Подобное типологическое классификационное разделение танца на «игровой», т.е. проводимый непосредственно в интересах самих участников, и «зрелищный» (хореографический), исполняемый для зрителей, точно отражает и качество исполнения, которое определяется нами как примитивное или как совершенное, независимо от профессионального статуса исполнителя.

Оба типа танца социально значимы, но имеют существенные различия: первый — преимущественно функциональный, второй — эстетический. В области общеразвивающих упражнений игровой танец практически доступен каждому, и потому он должен стать важным компонентом массовой физической культуры, отвечающим, согласно природе танца, за психофизическое и социальное становление личности воспитанника. К исполнителям же эстетического танца предъявляются особые требования, в том числе и в области специальных упражнений. Специфика этих требований в хореографическом искусстве разработана основательно. Здесь уместно провести аналогии между физической культурой и спортом, между танцем игровым и хореографическим. Физическая культура и игровой танец, как широкие понятия, в целом направлены на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека, а спорт и хореография — это их узкие области, предназначенные для достижения особой результативности. Поэтому с позиций физической культуры игровые танцы должны рассматриваться функциональными инновационными методами с широким технологическим спектром воздействия.

Онтогенез, природа танца заключена в специфических отношениях тела и души (духа), т.е. в особой организации физической и психической сущности человека. Душа как уровень развития и состояния внутреннего, психического мира человека, его сознания и подсознания обретает в танце телесное воплощение. Обладая собственной природой и выразительными средствами, танец близок по своей двигательной природе отдельным видам физического воспитания, а по эстетическим параметрам — музыкальному воспитанию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Планирование работы по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры поведения старших дошкольников необходимо эту работу планировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы ...

Планирование учебно-воспитательного процесса на учебный год
Годовой план-график является общим документом планирования, в котором в самых общих чертах определяется порядок размещения учебных занятий (УЗ), связанных с выполнением требований программы к знаниям, двигательным умениям и навыкам, с решением задач по развитию различных физических качеств, сдачей ...

Организация работы учителей по формированию навыков самоконтроля у младших школьников
Изучив материалы современного педагогического опыта по проблеме формирования навыков самоконтроля, можно отметить, что чаще всего учителя начальных классов строят работу по развитию этого умения на уроках русского языка, чтения и математики. Учительница начальных классов школы № 44 Пачина А.Г. разр ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru