Танцевальная деятельность детей способствует развитию воображения и формированию особенностей процессов восприятия, включению в работу обоих полушарий мозга. Исходя из психических закономерностей процессов возбуждения и торможения, психологи и педагоги отмечают, что механизмы внимания ученика начальных классов еще не сформированы и ему трудно быть сосредоточенным длительное время. Танцминутки выступают здесь «разгрузочным», переключающим внимание ребенка, фактором. На наш взгляд, с целью решения психофизических и социальных проблем воспитанников, этот важный физический компонент жизнедеятельности детей следует разрабатывать на научной основе, исходя из сензитивных периодов их развития.
В качестве итоговых выводов утверждаем следующее:
1. В системе детского воспитания и обучения используются разные знаковые системы: аудиальные (музыка), зрительные (изобразительное искусство), речевые (литература и др.). В программы желательно включение танца, как обладающего собственной природой феномена, специфической по своему строению кинезической знаковой системы.
2. Танец рассматривается как вид творческой деятельности человека, что в широком понимании выходит за рамки традиционного представления танца как вида, ограниченного эстетическими параметрами.
3. Четкое определение структуры танца делает возможным его целенаправленное моделирование в системе воспитания и образования с решением значительного спектра личностных и социальных проблем воспитанников.
4. Социально-культурные ориентации в сочинении и исполнении танца (телесно-культурная и духовно-культурная) направлены на коррекцию и формирование физически здоровой и духовно развитой личности.
5. Классификационное разделение таких основных понятий, как «танец», «пляска», «хоровод», «ритмика», «хореография» и других, способствует оптимальному применению каждого типа танцевальной деятельности в системе воспитания и образования, устраняет терминологическую и понятийную путаницу, в том числе и в системе физического воспитания и спорта.
6. Разделение танцевальной деятельности на игровой и зрелищный типы позволяет акцентировать различные уровни освоения танца: культурологический, функциональный, эстетический. Это расширяет область применения танца как средства, способствующего активному формированию личности.
7. Наряду с «эстетическим танцем» следует активнее обращаться к «культурологическому танцу», в большей степени доступному воспитанникам для творчества.
8. Уроки игрового массового танцевального творчества, введенные как один из разделов физической культуры, могут быть основаны и на духовно-культурной ориентации (что не означает уменьшения значимости телесной ориентации). Они способны развивать патриотические чувства, восстанавливать и пропагандировать национальные формы танца, фольклора.
9. Игровое танцевальное творчество педагога с детьми, включенное в «учебную» и «трудовую» деятельность, уменьшает нервные нагрузки, позволяет постепенно, без усилий усваивать значительный пласт физической и социальной культуры.
10. Целенаправленная разработка танца в качестве пространственно-временной социальной модели дает возможность его применения как корригирующего фактора. На этой основе возможно, например, моделирование «терапевтических танцев» с широким спектром воздействия. В соответствии с возрастом ребенка функциональные разновидности танцев могут сыграть положительную роль в развитии моторики, ритмичности и координации, обеспечить эмоциональное благополучие.
11. Участие ребенка в игровом танце дает оперативную информацию о его физическом и эмоциональном благополучии, позволяет произвести своевременную оценку действий и поведения ребенка по методикам, разработанным на основе структурных компонентов танца. Это позволяет осуществлять квалифицированный прогноз его дальнейшего развития и воспитания.
Организация проблемного обучения в детском саду
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи). Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании ...
Виды активности и факторы, ее обуславливающие
Знание содержания принципов обучения позволяет учителю строить преподавание в соответствии с требованиями, отражающими закономерности процесса обучения физическим упражнениям: во-первых, направлять учеников на сознательное и активное отношение к учебному материалу; во-вторых, объективно оценивать р ...
Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий
При оценке размеров и площадей полей правого и левого полушарий было установлено, что общая площадь нижней лобной извилины у правшей слева больше, чем справа. В нижнетеменных областях коры слева увеличены размеры коры в глубине борозд. Островковая область слева больше, чем справа. Рядом авторов пок ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.