Образование » Танцевальная деятельность как средство развития координации движений старших дошкольников » Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте

Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте

Страница 2

В каждой разновидности танца содержатся (в той или иной пропорции) две основные социальные ориентации в его преподавании и исполнении:

§ телесно-культурная (телесная);

§ духовно-культурная (духовная).

Под телесно-культурным направлением танца подразумевается ориентация, связанная преимущественно с физическим развитием человека, его здоровьем. Сюда относятся: физкультурные танцы (гимнастические, акробатические и другие); коррекционные танцы, содействующие устранению таких недостатков, как плоскостопие, нарушение осанки; профилактические танцы, способствующие улучшению осанки, психофизического состояния, работе внутренних органов, органов дыхания. К телесной ориентации танца относятся музыкально-ритмические движения для утренней гимнастики в детском саду и ритмика, «если под ритмикой понимать занятия по развитию умения передавать движениями ритм музыки».

К группе «тренинговые танцы» относятся абстрагированные формы классического или народно-сценического экзерсиса, спортивных тренировок, преследующие цели технического совершенства исполнения и инструментальной точности канонизированных форм движения. Игровой массовый танец, благодаря простоте движений и свободе композиций доступный самому широкому кругу детей, не стал распространенным явлением из-за отсутствия занятий в расписании образовательных учреждений. Поэтому дополнительный урок физкультуры может быть представлен именно игровым танцем.

Дисциплина «Танец» в программах детского сада отсутствует. Правда, в разделе «Эстетическое воспитание» на музыкальных занятиях включены «музыкально-ритмические движения» («ритмика»). В ритмику для разных возрастных групп введены упражнения, танцевальные движения, игры, хороводы, пляски, танцы. Из такого соподчинения можно принять, что объем понятия «ритмика» более полный и вбирает в себя перечисленные системы движений. Здесь также возникает необходимость в определении четкости позиций и в выяснении соподчиненности понятий «ритмика» и «танец».

Ритмика как «система физических упражнений, строящихся на основе музыки, предназначенная для ритмического воспитания» стала одним из средств эстетического воспитания в музыкальных, театральных, хореографических учебных заведениях, а также в детских учреждениях. В области движения развитие ритмики проходило в таких направлениях, как воспитание чувства ритма и темпа в разновидностях массовой физической культуры. Она нашла выражение в системе художественного движения, ритмопластики, аэробики, ритмической гимнастики, а также во всевозможных течениях танца «модерн» которому присущи ритмическая виртуозность движений, полиритмическая изощренность группового исполнения, эмоциональная сухость и рациональная графичность рисунка.

Разделение видов танца на «игровой» и «зрелищный», в том числе «хореографический», позволяет глубже осознать многозначность танца. Обычно узкое понимание феномена танца, ограничение его природы хореографическими формами препятствуют активному использованию танца в детском саду и школе как уникального специфического языка в психофизической организации детей, не имеющего аналогий. Для игрового танца продуктом является сам процесс (сочинительская и исполнительская деятельность, в которой могут меняться условия, движения, связи), а для зрелищного — форма. Поставленный концертный танец становится товаром, обладающим потребительной и меновой стоимостью. Зрелищный танец можно оценить (например, в баллах) по разработанным критериям (оригинальность композиции, качество исполнения и др.), в то время как для оценки самого процесса игрового танца нужен качественно иной подход.

При подготовке хореографического танца педагог может выразить результат занятия фразами типа: «Разучили три движения русского танца» или «Отрабатывали разученные движения». «Разучили», «отрепетировали» и т.д. означает, что какому-то фрагменту или сочинению придана окончательная форма, содержание которой требует наличия определенного качества. Оценка результативности игрового танца основана, в первую очередь, на тех качественных изменениях, которые происходят с ребенком в процессе самой творческой деятельности. Эти оценки индивидуальны и отражают прирост его смыслозначимой деятельности: «Я изменился в том-то», «Мне интересно потому-то», «Я открыл в себе то-то» и т.д. Учитель, занимающийся с ребенком, создает условия, развивает и направляет деятельностный процесс игрового танца, значимый в культуре детства для каждого участника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой
У систематически занимающихся плаванием отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно. Из приведенной таблицы 1 видно, что на первом этапе сердечный ритм возвращался к исходным показателям в течении 5–6 минут, что говори ...

Резюме
Приведенная выше характеристика детей 6-8 лет, а также раскрытие применения игрового метода и различных музыкальных игр позволяют предположить возможным использование специально подобранных музыкальных игр для воспитания выразительности юных гимнасток. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, чт ...

Идеальная модель личности выпускника клуба
При построении идеальной модели личности выпускника необходимо опираться на результаты не только педагогических, но и психологических исследований. В связи с этим для нас особенно ценными будут фундаментальные исследования по проблемам личности С.Л. Рубенштейна, который обратил внимание на то, что ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru