В каждой разновидности танца содержатся (в той или иной пропорции) две основные социальные ориентации в его преподавании и исполнении:
§ телесно-культурная (телесная);
§ духовно-культурная (духовная).
Под телесно-культурным направлением танца подразумевается ориентация, связанная преимущественно с физическим развитием человека, его здоровьем. Сюда относятся: физкультурные танцы (гимнастические, акробатические и другие); коррекционные танцы, содействующие устранению таких недостатков, как плоскостопие, нарушение осанки; профилактические танцы, способствующие улучшению осанки, психофизического состояния, работе внутренних органов, органов дыхания. К телесной ориентации танца относятся музыкально-ритмические движения для утренней гимнастики в детском саду и ритмика, «если под ритмикой понимать занятия по развитию умения передавать движениями ритм музыки».
К группе «тренинговые танцы» относятся абстрагированные формы классического или народно-сценического экзерсиса, спортивных тренировок, преследующие цели технического совершенства исполнения и инструментальной точности канонизированных форм движения. Игровой массовый танец, благодаря простоте движений и свободе композиций доступный самому широкому кругу детей, не стал распространенным явлением из-за отсутствия занятий в расписании образовательных учреждений. Поэтому дополнительный урок физкультуры может быть представлен именно игровым танцем.
Дисциплина «Танец» в программах детского сада отсутствует. Правда, в разделе «Эстетическое воспитание» на музыкальных занятиях включены «музыкально-ритмические движения» («ритмика»). В ритмику для разных возрастных групп введены упражнения, танцевальные движения, игры, хороводы, пляски, танцы. Из такого соподчинения можно принять, что объем понятия «ритмика» более полный и вбирает в себя перечисленные системы движений. Здесь также возникает необходимость в определении четкости позиций и в выяснении соподчиненности понятий «ритмика» и «танец».
Ритмика как «система физических упражнений, строящихся на основе музыки, предназначенная для ритмического воспитания» стала одним из средств эстетического воспитания в музыкальных, театральных, хореографических учебных заведениях, а также в детских учреждениях. В области движения развитие ритмики проходило в таких направлениях, как воспитание чувства ритма и темпа в разновидностях массовой физической культуры. Она нашла выражение в системе художественного движения, ритмопластики, аэробики, ритмической гимнастики, а также во всевозможных течениях танца «модерн» которому присущи ритмическая виртуозность движений, полиритмическая изощренность группового исполнения, эмоциональная сухость и рациональная графичность рисунка.
Разделение видов танца на «игровой» и «зрелищный», в том числе «хореографический», позволяет глубже осознать многозначность танца. Обычно узкое понимание феномена танца, ограничение его природы хореографическими формами препятствуют активному использованию танца в детском саду и школе как уникального специфического языка в психофизической организации детей, не имеющего аналогий. Для игрового танца продуктом является сам процесс (сочинительская и исполнительская деятельность, в которой могут меняться условия, движения, связи), а для зрелищного — форма. Поставленный концертный танец становится товаром, обладающим потребительной и меновой стоимостью. Зрелищный танец можно оценить (например, в баллах) по разработанным критериям (оригинальность композиции, качество исполнения и др.), в то время как для оценки самого процесса игрового танца нужен качественно иной подход.
При подготовке хореографического танца педагог может выразить результат занятия фразами типа: «Разучили три движения русского танца» или «Отрабатывали разученные движения». «Разучили», «отрепетировали» и т.д. означает, что какому-то фрагменту или сочинению придана окончательная форма, содержание которой требует наличия определенного качества. Оценка результативности игрового танца основана, в первую очередь, на тех качественных изменениях, которые происходят с ребенком в процессе самой творческой деятельности. Эти оценки индивидуальны и отражают прирост его смыслозначимой деятельности: «Я изменился в том-то», «Мне интересно потому-то», «Я открыл в себе то-то» и т.д. Учитель, занимающийся с ребенком, создает условия, развивает и направляет деятельностный процесс игрового танца, значимый в культуре детства для каждого участника.
Педагогическое мастерство учителя – понятие и сущность
Если посмотреть на программу профессионального потенциала педагога практически, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество – учительское мастерство. Определенный педагогического мастерства столько, сколько есть желающих высказаться по этому поводу. Поражает то, что в любом из них под ...
Связь методики обучения истории с другими науками
В связи с существенным обновлением и расширением методологической базы методических исследований принципиальному пересмотру подлежит вопрос о связи методики обучения истории с другими науками. В прежние годы круг сопредельных наук ограничивался историей, педагогикой и психологией. Очевидно, что «ор ...
Исследование экологических представлений дошкольников по методике
«Диагностика экологических знаний дошкольников»
Программа экологического воспитания в детском саду состоит из 10-ти блоков и 18-ти дидактических игр (См. приложение №1). Мы предположили, что занятия по данной программе, с использованием сенсорных эталонов, благотворно влияет на экологическую воспитанность. И провели экспериментальное исследовани ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.