Образование » Влияние самооценки младшего школьника на социальный статус ребенка » Показатель развития самосознания младшего школьника – самооценка

Показатель развития самосознания младшего школьника – самооценка

Показателем развития самосознания является самооценка (как представление и отношение к себе). Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифференцируются, растет психологический словарь. Их самооценка уже не «черно - белая». В ней ребенок подчеркивает свою принадлежность к определенной группе, полу, указывает свои конкретные индивидуальные отличия. В ученическом классе могут быть выделены дети с устойчивой адекватной, завышенной и заниженной самооценками. Как правило, дети с адекватной самооценкой общительны, обладают чувством юмора, находчивы, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, любят «трудные» вопросы. Дети имеющие завышенную самооценку, характеризуются, как правило, вызывающим, высокомерным поведением, негативным отношением к успехам сверстников. Они трудно поддаются «перестройке». Третья группа детей – с заниженной самооценкой – малоактивны, неуверенны, склонны «уходить в себя».

Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности. Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Его привлекает домашний уют и семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности. Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников на низком и среднем уровне. В школе притязания на признание реализуются, в основном, через успеваемость.

К началу обучения в школе у ученика складывается достаточно сильная мотивация к учению. Ребенок хочет играть новую роль – роль ученика и соответственно выполнять все атрибуты этой новой роли. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания. Первый путь воспитания положительного отношения к учению – создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки.

Результативность решения младшими школьниками учебных задач во многом зависит от организации их деятельности.

Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнение учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.

Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.

Самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, то есть проект его будущего.

Несмотря на совершенствование этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и в учебной деятельности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения. С самооценкой связано и другое личностное образование – уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи – на оценку выше остальных.

Похожие публикации:

Проблема функциональной асимметрии полушарий
Одной из индивидных психологических особенностей человека латеральная организация распределения психических функций между правым и левым полушариями. Эта особенность получила название функциональная асимметрия головного мозга. Функциональная асимметрия и специализация полушарий – уникальная особенн ...

Возможности работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Анализ в психолого-психологической литературе методики работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что работа по профилактике и преодолению детской агрессивности должна быть направлена на: 1) оптимизацию и гармони ...

Проверка знаний, кроссворды и карточки
Проверку знаний осуществляю различными способами. Когда идет опрос одновременно может говорить только один ученик. А что же остальные? Им остается или слушать или делать вид, что слушают, но дело в том, что руку поднимали одновременно, желая ответить на вопрос многие учащиеся, однако, судьба выбрал ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru