Образование » Развитие ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии » Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации компетентностного подхода при обучении химии в основной школе

Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации компетентностного подхода при обучении химии в основной школе

Страница 1

Одним из самых эффективных методов формирования и развития ключевых компетентностей учащихся является проектная деятельность, как образовательная технология совокупности исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов организации учебного процесса. Под проектной деятельностью понимается совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проект обладает следующими свойствами: получение конечного продукта; сложный состав деятельности; реальная практическая значимость; работа с первичной информацией.

Исследовательскую деятельность учащихся можно определить как совместную или индивидуальную учебно-познавательную, творческую, поисковую деятельность с неизвестным заранее для учащихся результатом. При обучении химии исследовательская деятельность проходит в логике естественнонаучного исследования. Ученическому исследованию присущи следующие свойства: субъективно новое знание учащегося или опыт деятельности – как результат деятельности; сложный состав деятельности; направленность на формирование исследовательской позиции; обязательная работа с первичной информацией. Под исследовательской позицией понимается внутренне осознанное отношение личности к реальной действительности, проявляющееся в активной реакции на изменения, происходящие в мире, и готовности к поиску и решению возникающих проблем. Между проектной и исследовательской деятельностью школьника существует тесная взаимосвязь. Исследование может, выступает компонентом проектной деятельности, а проектная деятельность может быть подчинённой по отношению к исследовательской, выполняться «внутри» исследования.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Проблема должна быть взята из реальной жизни, и быть значимой для подростка. Для её решения необходимы, как ранее полученные знания, так и те, которые предстоит приобрести. Личный интерес учеников в данной деятельности является необходимым условием успешной работы.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую. Он предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Экспериментальные исследования преследуют несколько важных целей: глубокое понимание учащимися химических и физических явлений; умение применять научные методы исследования; развитие научного стиля мышления; способность видеть и решать проблемы, планировать и оценивать свою деятельность и ее результаты. Проблема, составляющая основу проекта, должна быть значимой в исследовательском, творческом плане, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для решения. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Проект должен начинаться с вопроса, который интересует ученика, и способствует активизации его познавательной деятельности. Он должен быть отражением реальных проблем, возникающих перед школьником в процессе освоения им основ некоторой науки, имеющей отражение в учебном предмете.

Метод проектов позволяет решить проблему преподавания химии в общеобразовательных и профильных классах.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Темперамент и личность
Хорошо известно, что люди отличаются друг от друга не только уровнем достижений, свойствами личности или интеллекта, но и способами выражения своих эмоций и чувств, разными способами общения и поведения, наконец, разными приемами мыслительной деятельности. Конечно, на эти различия оказывают влияние ...

Характеристика различных методов контроля
Существуют различные системы контроля: устный и письменный опрос, математический диктант, итоговые контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены, повседневные наблюдения за учебной работой учащихся, проверка домашней работы, нетрадиционные формы контроля. Устная проверка Устная проверка организуется ...

Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru