Образование » Развитие ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии

Развитие ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии

В данной работе решается проблема поиска эффективных путей формирования и развития ключевых компетентностей учащихся.

Компетентность определяется, как уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. К ключевым компетентностям относят коммуникативную, информационную, учебно-познавательную, ценностно-смысловую и общекультурную компетентности. В результате анализа методико-химической литературы сформулированы теоретические основы, разработаны приемы и методы формирования и развития ключевых компетентностей учащихся. Предложенная методика является лишь одним из вариантов внедрения компетентностного подхода в успешном обучении школьников химии. Учитель может использовать ее как полностью, так и частично.

Экспериментальным путем показано, что поставленная проблема имеет решение, с помощью внедрения проектной и исследовательской деятельности, проведения проблемных уроков и решения задач прикладного и исследовательского характера.

Вопросы диагностики ключевых компетентностей школьников мало освящены в современной литературе, поэтому для учителей будущих поколений есть большое поле для деятельности.

Система образования в настоящее время переживает этап реформирования, связанный с изменением содержания, поиском оптимальных способов и технологий обучения, способных удовлетворить возрастающие требования личности и государства.

Назрела потребность в разработке новой модели выпускника школы, акцентирующей внимание на приобретении опыта самостоятельной деятельности, формирования готовности к дальнейшему обучению и социальной адаптации. В результате мы наблюдаем в образовательной системе смену знаниевой парадигмы компетентностной.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество содержания образования.

Под ключевыми компетентностями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Ведущей идеей курса общей химии средней школы является единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

В преподавании общей химии создаются условия для развития как предметных (специальных) компетентностей и надпредметных (ключевых) компетентностей. Специальная (предметная) компетентность формируется содержанием учебного предмета «химия». Ключевые (надпредметные) компетентности формируются процессом обучения (формами, методами, технологиями обучении), а также за счет реализации межпредметных связей химии с биологией, математикой, физикой, историей, экологией. Система целенаправленного педагогического воздействия на учащихся осуществляется через использование следующих форм организации учебного процесса: работа в группах постоянного и сменного состава, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, ролевое участие школьников в учебном процессе, деятельностный подход к обучению.

Введение компетентностного подхода в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо усвоить теоретические знания, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется система методов обучения.

Таким образом, проблема проводимого исследования состоит в поиске эффективных путей формирования и развития ключевых компетентностей школьников на уроках общей химии.

Целью работы является анализ теоретических обоснований и разработка методических рекомендаций по составлению и использованию различных приемов для формирования, развития и оценивания ключевых компетентностей школьников на уроках общей химии.

Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

рассмотреть возможности использования компетентностного подхода при обучении общей химии;

выявить пути диагностики сформированности ключевых компетентностей ученика;

разработать методические рекомендации по составлению и использованию заданий для формирования и развития ключевых компетентностей школьников на уроках химии;

апробировать выделенные приёмы в практике обучения химии.

Для проведения исследования была выдвинута гипотеза: если учебные занятия в курсе общей химии средней школы систематически проводить на основе планово-тематической диагностики, активном использовании проектных, исследовательских и прикладных заданий, то можно повлиять на развитие ключевых компетентностей учащихся.

Для решения задач использованы следующие методы исследования:

изучение и анализ химической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

выделение конкретных приемов работы и их реализация в практике обучения школьников;

диагностические задания и тесты.

Практическая значимость работы состоит в том, что методические рекомендации могут быть использованы студентами и учителями при подготовке к урокам и элективным занятиям по химии.

Апробация материалов исследования с учениками 11-х классов проводилась на базе МОУ СОШ №24 города Красноярска. В результате работы проведена оценка разработанной методики через диагностику ключевых компетентностей учеников на начальном уровне и после проведения серии уроков.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Библиографический список содержит различные источники, включая электронные ресурсы и ресурсы сети Интернет. Работа также содержит приложение, в котором приведен бланк заданий для оценки уровня развития ключевых компетентностей учащихся в курсе общей химии.

Похожие публикации:

Организационно-педагогические основы опытно-экспериментальной работы
Непрерывный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) проводился на базе государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность" клуба авторской песни "Роза ветров" г. Солнечногорска. В ходе опыт ...

Анализ и оценка воспитательного мероприятия
Дата: 30.10.12 Название воспитательного мероприятия: "Я выбираю здоровье" № группы 219 Специальность: технолог продовольственных продуктов Ф.И.О. педагога, проводившего мероприятие: Власова Полина Анатольевна Цели. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью, воспитание взаимопом ...

Коррекционная программа для подростков из неблагополучных семей
После проведения исследования и получения результатов, нами была подобрана коррекционная программа для психолого-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей. Цель программы: предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение роле ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru