Образование » Развитие ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии

Развитие ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии

В данной работе решается проблема поиска эффективных путей формирования и развития ключевых компетентностей учащихся.

Компетентность определяется, как уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. К ключевым компетентностям относят коммуникативную, информационную, учебно-познавательную, ценностно-смысловую и общекультурную компетентности. В результате анализа методико-химической литературы сформулированы теоретические основы, разработаны приемы и методы формирования и развития ключевых компетентностей учащихся. Предложенная методика является лишь одним из вариантов внедрения компетентностного подхода в успешном обучении школьников химии. Учитель может использовать ее как полностью, так и частично.

Экспериментальным путем показано, что поставленная проблема имеет решение, с помощью внедрения проектной и исследовательской деятельности, проведения проблемных уроков и решения задач прикладного и исследовательского характера.

Вопросы диагностики ключевых компетентностей школьников мало освящены в современной литературе, поэтому для учителей будущих поколений есть большое поле для деятельности.

Система образования в настоящее время переживает этап реформирования, связанный с изменением содержания, поиском оптимальных способов и технологий обучения, способных удовлетворить возрастающие требования личности и государства.

Назрела потребность в разработке новой модели выпускника школы, акцентирующей внимание на приобретении опыта самостоятельной деятельности, формирования готовности к дальнейшему обучению и социальной адаптации. В результате мы наблюдаем в образовательной системе смену знаниевой парадигмы компетентностной.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество содержания образования.

Под ключевыми компетентностями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Ведущей идеей курса общей химии средней школы является единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

В преподавании общей химии создаются условия для развития как предметных (специальных) компетентностей и надпредметных (ключевых) компетентностей. Специальная (предметная) компетентность формируется содержанием учебного предмета «химия». Ключевые (надпредметные) компетентности формируются процессом обучения (формами, методами, технологиями обучении), а также за счет реализации межпредметных связей химии с биологией, математикой, физикой, историей, экологией. Система целенаправленного педагогического воздействия на учащихся осуществляется через использование следующих форм организации учебного процесса: работа в группах постоянного и сменного состава, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, ролевое участие школьников в учебном процессе, деятельностный подход к обучению.

Введение компетентностного подхода в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо усвоить теоретические знания, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется система методов обучения.

Таким образом, проблема проводимого исследования состоит в поиске эффективных путей формирования и развития ключевых компетентностей школьников на уроках общей химии.

Целью работы является анализ теоретических обоснований и разработка методических рекомендаций по составлению и использованию различных приемов для формирования, развития и оценивания ключевых компетентностей школьников на уроках общей химии.

Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

рассмотреть возможности использования компетентностного подхода при обучении общей химии;

выявить пути диагностики сформированности ключевых компетентностей ученика;

разработать методические рекомендации по составлению и использованию заданий для формирования и развития ключевых компетентностей школьников на уроках химии;

апробировать выделенные приёмы в практике обучения химии.

Для проведения исследования была выдвинута гипотеза: если учебные занятия в курсе общей химии средней школы систематически проводить на основе планово-тематической диагностики, активном использовании проектных, исследовательских и прикладных заданий, то можно повлиять на развитие ключевых компетентностей учащихся.

Для решения задач использованы следующие методы исследования:

изучение и анализ химической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

выделение конкретных приемов работы и их реализация в практике обучения школьников;

диагностические задания и тесты.

Практическая значимость работы состоит в том, что методические рекомендации могут быть использованы студентами и учителями при подготовке к урокам и элективным занятиям по химии.

Апробация материалов исследования с учениками 11-х классов проводилась на базе МОУ СОШ №24 города Красноярска. В результате работы проведена оценка разработанной методики через диагностику ключевых компетентностей учеников на начальном уровне и после проведения серии уроков.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Библиографический список содержит различные источники, включая электронные ресурсы и ресурсы сети Интернет. Работа также содержит приложение, в котором приведен бланк заданий для оценки уровня развития ключевых компетентностей учащихся в курсе общей химии.

Похожие публикации:

Психофункциональные особенности девочек 6-8 лет
Начальный период жизни ребенка характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов. Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего ...

Практика, сознание, общность как новые рамки моделирования развития
Мы не можем описать «реальную» практику РО, пока не появится теоретическая модель этой практики, позволяющая удержать целостность, т.е. системная модель. Для построения этой модели мы опираемся на метод предложенный Г.П.Щедровицким. Системное представление объекта возникает тогда, когда мы уже имее ...

Традиции использования фантазии, образов и сказочных текстов в процессе обучения младших школьников
Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествовани ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru