Гуманизм как социально-ценностный комплекс идей требует создания условий (политических, экономических, психологических, педагогических и др.) для свободного развития сущностных сил человека и творческой реализации его жизненных устремлений. Следовательно, гуманизм, являясь личностно ориентированной системой взглядов, есть своеобразный идеал мироустройства. Он может выступать в виде широких социальных программ, направленных на человека, но не воспитываться. Воспитывается гуманность как качество личности, как ее гуманистическая направленность. В этой связи «воспитание гуманности» – понятие, свидетельствующее о развитии комплекса личностных качеств, обусловливающих отношения людей друг к другу, к обществу, природе, самим себе.
Необходимо различать и словосочетания «воспитание в духе гуманизма» и «воспитание гуманности», так как второе уже первого. «Воспитание в духе гуманизма» предполагает раскрытие не только методов и средств воспитания гуманистической направленности личности, но и показ самого процесса ее гармоничного развития, путей становления субъективности. Однако более адекватным является термин «гуманистическое воспитание», который долгое время в нашей литературе имел негативную оценку, поскольку связывался с одним из направлений буржуазной педагогики. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает в том числе и особую заботу общества об образовательных структурах.
Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Следовательно, гуманизация образования направлена на благо человека, на создание экономической и нравственной гармонии в мире, на то, чтобы человек имел все возможности для гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему.
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.
Резюмируя сказанное, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:
развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;
обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях
Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учрежд ...
Исследования в области проблемного
обучения
Зарубежный опыт. В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательску ...
Идеальная модель личности выпускника клуба
При построении идеальной модели личности выпускника необходимо опираться на результаты не только педагогических, но и психологических исследований. В связи с этим для нас особенно ценными будут фундаментальные исследования по проблемам личности С.Л. Рубенштейна, который обратил внимание на то, что ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.