овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.
Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что он выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножить потенциал мировой цивилизации.
Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная мысль напрямую связана с прогнозированием достоинств человека. Истинный прогностический идеал личности – это не произвольная умозрительная конструкция в порядке добрых пожеланий. Сила идеала состоит в том, что в нем отражаются конкретные потребности социального развития, требующие сегодня гармоничной личности, ее интеллектуально-нравственной свободы, стремления к творческому саморазвитию.
Постановка цели образования в такой формулировке не исключает, а, напротив, предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня образования. Каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.
Определим конкретное содержательное наполнение гуманности как личностного качества в таблице 2.
Таблица 2
Компонентный состав гуманности как качества личности
№ |
Компоненты |
Содержание компонентов |
1. |
Интеллектуальный |
Знания о том, что основу гуманности составляет отношение к человеку как высшей ценности, любовь к людям, дела на пользу и радость людям – четкое разграничение добра и зла, эталоны гуманного поведения. Осознание необходимости гуманный взаимоотношений между людьми, понимание важности любви и уважения к себе лично. |
2. |
Мотивационный |
Эмоции радости, удовольствия, симпатии по отношению к гуманным поступкам и гуманным людям. Чувства любви, сострадания, уважения по отношению к близким, эмопатия, сочувствие к малознакомым людям, чувство справедливости. Мотивы самовоспитания в себе гуманности, стремление стать гуманным человеком, поступать всегда гуманно. |
3. |
Практический |
Волевые усилия в сложных ситуациях для правильного гуманного поведения, умения проявлять сочувствие, заботу, взаимопомощь в реальной жизни. Действия, поступки, поведение, соответствующие эталонам гуманности. |
План воспитательного мероприятия: Экскурсия в музей ИЗО
Цель: изучить и сохранить историю родного края, на основе знаний национальных традиций, национальной истории Республики Дагестан сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, к прошлому, настоящему и будущему деревни и школы. сформировать у младших подростков предс ...
Развитие педагогической профессии в современном
обществе
Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным специальностям. Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу "образование&q ...
Понятие и факторы экологического воспитания дошкольников
Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизне ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.