Образование » Формирование гуманности у младших школьников как научно-педагогическая проблема

Формирование гуманности у младших школьников как научно-педагогическая проблема

Система образования, являясь одной из наукоемких сфер духовного производства, оказалась пораженной технократическими тенденциями. В основу ее построения и функционирования была положена схема материального производства, ориентированная не на личность и ее развитие, а на человека как на программируемый компонент системы, как на объект всевозможных манипуляций.

Это привело к возникновению противоречия между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в образовательной практике в связи с неподготовленностью учителя к осуществлению культурно-гуманистической, личностно-развивающей функций. Разрешение этого противоречия порождает целый комплекс неотложных психолого-педагогических проблем. Например: какова современная цель образования и каким должно быть соответствующее ей содержание; как развивать творческую личность и воспитывать у нее потребность в саморазвитии и самообразовании и т. д.?

Отдельные попытки, связанные с решением этих проблем, приводят лишь к частичным усовершенствованиям образовательного процесса. В своей же принципиальной основе он остается неизменным. Объясняется это недостаточным осознанием ведущих идей теории личности и гуманизации образования. Неслучайно поэтому переход от традиционной образовательной практики к гуманистической происходит со значительными трудностями. Прежде всего это трудности преодоления таких педагогических парадигм, как прагматизм в определении целей образования; императивность как основная характеристика оптимальных педагогических воздействий; дидактоцентризм в отборе содержания, форм и методов обучения и воспитания и др.

Под гуманизацией образования, как правило, понимается установление гуманных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Вероятно поэтому творчество учителей в течение последнего десятилетия было направлено на внедрение в практику образования “педагогики сотрудничества”. В результате целый ряд взаимосвязанных гуманистических идей был сведен к одной из сторон гуманизации образования – гуманным отношениям. Конечно, это значимая сторона гуманизации образования, но сведение этой проблемы только к установлению “особых” отношений между учащимися и учителями – это лишь частичное ее решение. При этом ставятся и решаются преимущественно парциальные задачи развития личности.

В реализации идеи гуманизации образования важны не только межличностные отношения, но и возможности освоения на всех этапах системы непрерывного образования духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений. Проблема гуманизации образования, в первую очередь, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций.

Гуманистическая ориентация изменяет представления о целях образования, которые транслируют ценности общечеловеческой и национальной культур. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов.

Необходимо преодолеть господство прагматических ориентаций в подходе к личности, которые прочно обосновались в концепциях обучения и воспитания и еще более “осели” в методиках обучения. Но не только нужды, интересы, цели развивающейся личности становятся сегодня центральными в психолого-педагогических исследованиях. Единство проблем личности и гуманизации образования переносит центр тяжести на субъектность человека, изучение его самодвижения, самостроительства, развитие его духовности. Начавшийся пересмотр и конструктивный анализ теорий личности, созданных отечественными и зарубежными психологами, представляются в этой связи чрезвычайно актуальными.

Высшим гуманистическим смыслом провозглашено отношение к человеку как высшей ценности бытия, признание его целью развития и основным критерием оценки общественного прогресса. Пробуждающийся процесс гуманизации жизни российского общества утверждает статус теории личности как концептуальной основы гуманизации образования. Таким образом, “возвращение” к личности является одной из наиболее значимых тенденций развития гуманистического человекознания.

Гуманистически ориентированная философия образования в этой связи предстает как стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности образовательных институтов, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиальной иной направленности образования, связанной не с подготовкой “обезличенных” квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели – формировании “систематизированных знаний, умений и навыков”. Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры. Во многом были дискредитирована идея трудового воспитания, она были лишена нравственно-этической стороны. До сих пор в нашей школе нет условий для приобретения молодыми людьми художественного образования, развития эстетического вкуса. Значительное число учащихся и студентов имеют отклонения в физическом и психическом развитии, растет процент их заболеваемости за годы обучения.

Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, нравственности. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. С развитием демократических процессов в России повысился спрос на гармонично развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Подход к человеку только как к представителю homo sapiens полностью исчерпал себя. Первостепенное значение приобрели качества его индивидуальности.

Представляется очевидным факт, что лишь достаточно высокий уровень развития человекознания позволяет строить нормативные прогнозы развития и модели желаемого состояния системы образования, осуществлять планомерное управление ею.

Названные проблемы иллюстрируют меру кризиса, охватившего образование, и доказывают необходимость пересмотра философских оснований современной педагогики, внутреннее неблагополучие которой осознавалось учеными и практиками давно. Суть этого кризиса – неспособность педагогики осуществлять опережающую, прогностическую функцию и показывать практике пути решения назревших в образовании проблем. Например, как преодолеть противоречие между возрастающей потребностью в творческой самостоятельной личности и образовательной практикой, не способной удовлетворить эту потребность. Или каким образом возродить и поддержать интерес человека к самообразованию и саморазвитию; как остановить нарастающую тенденцию ухода молодежи от повседневных задач и проблем в иллюзорный мир, создаваемый алкоголем, наркотиками и т. д. В этой связи важно понять, что необходимо для того, чтобы сделать образование средством развития культурно-нравственного и интеллектуального потенциала нации, самоопределения человека в системе социальных и профессиональных ценностей.

Похожие публикации:

Урок - это классическая форма передачи знаний
Урок - это классическая форма передачи знаний. Настрой, с которым учитель приходит в класс фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степень включенности учащихся, дисциплину на уроке, качество урока, успешность процесса и результат. Излишняя легкость и веселость приводит к повыш ...

Принцип монизма
Теория развивающего обучения В. В. Давыдова [8] основывается на гипотезе Л. С. Выготского [5] о том, что обучение определяет характер психического развития учащихся. Развитие, по словам Выготского, осуществляется на культурно-историческом материале. Взрослые создают такие условия (социальная ситуац ...

Теоретические основы семейного воспитания детей с нарушенным слухом
В процессе формирования и развития личности семья занимает одно из важнейших мест. Воспитание в семье, как отмечали А.Р. Маллер (1986), А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991, 2003), Т.Г Богданова и Н.В. Мазурова (1998) и другие, первично, значимо в жизни ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru