Образование » Формирование гуманности у младших школьников как научно-педагогическая проблема

Формирование гуманности у младших школьников как научно-педагогическая проблема

Система образования, являясь одной из наукоемких сфер духовного производства, оказалась пораженной технократическими тенденциями. В основу ее построения и функционирования была положена схема материального производства, ориентированная не на личность и ее развитие, а на человека как на программируемый компонент системы, как на объект всевозможных манипуляций.

Это привело к возникновению противоречия между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в образовательной практике в связи с неподготовленностью учителя к осуществлению культурно-гуманистической, личностно-развивающей функций. Разрешение этого противоречия порождает целый комплекс неотложных психолого-педагогических проблем. Например: какова современная цель образования и каким должно быть соответствующее ей содержание; как развивать творческую личность и воспитывать у нее потребность в саморазвитии и самообразовании и т. д.?

Отдельные попытки, связанные с решением этих проблем, приводят лишь к частичным усовершенствованиям образовательного процесса. В своей же принципиальной основе он остается неизменным. Объясняется это недостаточным осознанием ведущих идей теории личности и гуманизации образования. Неслучайно поэтому переход от традиционной образовательной практики к гуманистической происходит со значительными трудностями. Прежде всего это трудности преодоления таких педагогических парадигм, как прагматизм в определении целей образования; императивность как основная характеристика оптимальных педагогических воздействий; дидактоцентризм в отборе содержания, форм и методов обучения и воспитания и др.

Под гуманизацией образования, как правило, понимается установление гуманных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Вероятно поэтому творчество учителей в течение последнего десятилетия было направлено на внедрение в практику образования “педагогики сотрудничества”. В результате целый ряд взаимосвязанных гуманистических идей был сведен к одной из сторон гуманизации образования – гуманным отношениям. Конечно, это значимая сторона гуманизации образования, но сведение этой проблемы только к установлению “особых” отношений между учащимися и учителями – это лишь частичное ее решение. При этом ставятся и решаются преимущественно парциальные задачи развития личности.

В реализации идеи гуманизации образования важны не только межличностные отношения, но и возможности освоения на всех этапах системы непрерывного образования духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений. Проблема гуманизации образования, в первую очередь, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций.

Гуманистическая ориентация изменяет представления о целях образования, которые транслируют ценности общечеловеческой и национальной культур. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов.

Необходимо преодолеть господство прагматических ориентаций в подходе к личности, которые прочно обосновались в концепциях обучения и воспитания и еще более “осели” в методиках обучения. Но не только нужды, интересы, цели развивающейся личности становятся сегодня центральными в психолого-педагогических исследованиях. Единство проблем личности и гуманизации образования переносит центр тяжести на субъектность человека, изучение его самодвижения, самостроительства, развитие его духовности. Начавшийся пересмотр и конструктивный анализ теорий личности, созданных отечественными и зарубежными психологами, представляются в этой связи чрезвычайно актуальными.

Высшим гуманистическим смыслом провозглашено отношение к человеку как высшей ценности бытия, признание его целью развития и основным критерием оценки общественного прогресса. Пробуждающийся процесс гуманизации жизни российского общества утверждает статус теории личности как концептуальной основы гуманизации образования. Таким образом, “возвращение” к личности является одной из наиболее значимых тенденций развития гуманистического человекознания.

Гуманистически ориентированная философия образования в этой связи предстает как стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности образовательных институтов, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиальной иной направленности образования, связанной не с подготовкой “обезличенных” квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели – формировании “систематизированных знаний, умений и навыков”. Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры. Во многом были дискредитирована идея трудового воспитания, она были лишена нравственно-этической стороны. До сих пор в нашей школе нет условий для приобретения молодыми людьми художественного образования, развития эстетического вкуса. Значительное число учащихся и студентов имеют отклонения в физическом и психическом развитии, растет процент их заболеваемости за годы обучения.

Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, нравственности. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. С развитием демократических процессов в России повысился спрос на гармонично развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Подход к человеку только как к представителю homo sapiens полностью исчерпал себя. Первостепенное значение приобрели качества его индивидуальности.

Представляется очевидным факт, что лишь достаточно высокий уровень развития человекознания позволяет строить нормативные прогнозы развития и модели желаемого состояния системы образования, осуществлять планомерное управление ею.

Названные проблемы иллюстрируют меру кризиса, охватившего образование, и доказывают необходимость пересмотра философских оснований современной педагогики, внутреннее неблагополучие которой осознавалось учеными и практиками давно. Суть этого кризиса – неспособность педагогики осуществлять опережающую, прогностическую функцию и показывать практике пути решения назревших в образовании проблем. Например, как преодолеть противоречие между возрастающей потребностью в творческой самостоятельной личности и образовательной практикой, не способной удовлетворить эту потребность. Или каким образом возродить и поддержать интерес человека к самообразованию и саморазвитию; как остановить нарастающую тенденцию ухода молодежи от повседневных задач и проблем в иллюзорный мир, создаваемый алкоголем, наркотиками и т. д. В этой связи важно понять, что необходимо для того, чтобы сделать образование средством развития культурно-нравственного и интеллектуального потенциала нации, самоопределения человека в системе социальных и профессиональных ценностей.

Похожие публикации:

Границы младшего школьного возраста
В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6–7 до 9–11 лет. В концепции А. Валлона стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса, притязаниями на признание, развитием умственных спо ...

Образовательные программы высшей школы
Характерной чертой всех вузов Финляндии является научная подготовка самого высокого уровня, тесная связь научно-исследовательской работы с обучением. Благодаря созданию многочисленных отраслевых лабораторий крупные вузы представляют собой сочетание учебных заведений и научно-исследовательских центр ...

Планирование специфических результатов, содержания и форм построения физического воспитания
Основными аспектами предметно-конструктивного планирования процесса физического воспитания являются: планирование результирующих показателей (конкретно оцениваемых текущих и итоговых результатов, по которым судят о реализации поставленных целей и задач); планирование материала занятий и параметров ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru