Образование » Системный подход к решению проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждение дополнительного образования » Методика отслеживания и стимулирования творческого саморазвития ребенка

Методика отслеживания и стимулирования творческого саморазвития ребенка

Страница 1

Неотъемлемым компонентом педагогической системы является организация наблюдения и фиксирования изменений в творческом саморазвитии детей. В качестве инструмента для получения конкретных срезов движения ребенка от одной стадии к другой мы разработали карточку диагностики и развития индивидуальных особенностей детей.

Введением карточки в процесс работы с детьми преследуется цель систематизировать и наглядно оформить представления руководителей кружков о своих учащихся, а также научно организовать деятельность педагогов по выработке у детей навыков творческого саморазвития в ходе кружковых занятий.

Регулярное заполнение карточки позволит педагогам решить следующие методические задачи: выявить индивидуальные особенности детей, влияющие на эффективность их работы в кружке; найти оптимальные способы воздействия на сознание и поведение каждого ребенка; отследить развитие наблюдаемых качеств под влиянием занятий в кружке и соответственно корректировать методику работы с каждым ребенком.

Карточка предназначена для работы с детьми школьного возраста. Она располагается на одном листе с двух сторон.

Как видим, карточка включает 11 личностных качеств, объединенных в 4 блока:

I блок

- характеристики, составляющие психофизическую (объективную) основу любого вида деятельности ребенка;

II

блок

- организационно-волевые свойства личности, выступающие субъективной основой ее саморазвития и обеспечивающие практическую реализацию этого процесса;

III

блок

- ориентационные качества, непосредственно побуждающие активность ребенка и выступающие в роли регулятора процесса саморазвития;

IV

блок

- поведенческие характеристики, отражающие культуру общения со сверстниками и определяющие социальные границы саморазвития ребенка в группе.

Заполнение карточки осуществляет руководитель студии с периодичностью примерно раз в три месяца: в начале учебного года, в его середине и конце. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития, акцентируя внимание на выявленных с помощью карточки проблемах. Для детального отражения динамики изменений баллы лучше ставить с десятыми долями.

Начинать работу с карточкой целесообразнее всего с определения у ребенка основных качеств третьего, ориентационного блока: уровня интереса к занятиям, типа самолюбия, типа установки. Рассмотрим это несколько подробнее.

Интерес

к занятиям.

Задачей педагога является, в конечном счете, формирование у ребенка высокого уровня интереса к предмету, что соответствует в карточке выражению "интерес поддерживается самостоятельно".

Чем бы ни был первоначально вызван интерес ребенка к конкретном кружке - его природными склонностями, установкой, идущей от родителей, и т.п., вначале он имеет общий, а не конкретный характер (например, ребенок хочет красиво танцевать, не задумываясь над тем, каких систематических усилий потребует от него желаемый результат).

Регулярные занятия, сопряженные для ребенка с преодолением трудностей, приводят одних детей к снижению, а затем и утрате интереса (такие дети, как правило, отсеиваются); других детей - наоборот - к его углублению, переходу от общего интереса к конкретному, связанному с желанием глубже и полнее освоить избранный вид деятельности. Именно на основе движения от общего интереса к конкретному и возможно повышение уровня интереса, его переход в ту стадию, когда интерес поддерживается самостоятельно.

Методика работы в этом направлении связана с двумя моментами. Во-первых, необходимо отмечать и поддерживать самые малые успехи ребенка. Во-вторых, поскольку большинству детей необходимо подкрепление в виде положительной оценки на каждом занятии, возникает необходимость планирования темпов и предполагаемых результатов деятельности ребенка (это могут быть микрогруппы из двух- трех детей с примерно одинаковым уровнем освоения навыков). После вынесения оценки за конкретное занятие педагог должен поставить перед разными детьми соответствующие задачи на следующий урок: что конкретно желательно освоить такому-то ребенку к следующему разу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий
При оценке размеров и площадей полей правого и левого полушарий было установлено, что общая площадь нижней лобной извилины у правшей слева больше, чем справа. В нижнетеменных областях коры слева увеличены размеры коры в глубине борозд. Островковая область слева больше, чем справа. Рядом авторов пок ...

Особенности формирования алгоритмических умений
Содержательно - методические линии во многих отношениях обнаруживают сходство друг с другом. К наиболее существенным общим чертам относятся ранняя выделенность ведущего в линии понятия; длительный срок его функционирования в курсе как предмета изучения; формирование систем понятий, раскрывающих сод ...

Подвижник педагогики Песталоцци
Педагогический мир отмечает в 1996 г. 250-летие со дня рождения выдающегося швейцарского педагога Иоанна Генриха Песталоцци. Его жизнь и судьба вошли в летопись педагогических исканий человечества. Это было время, когда экономическое и социокультурное развитие западноевропейских стран потребовало р ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru