Образование » Системный подход к решению проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждение дополнительного образования » Методика отслеживания и стимулирования творческого саморазвития ребенка

Методика отслеживания и стимулирования творческого саморазвития ребенка

Страница 4

Наконец, некоторых методических пояснений требует четвертый блок качеств, объединяющий поведенческие характеристики – уровень конфликтности и тип сотрудничества. Проблемы общения со сверстниками включены в карточку потому, что всякое индивидуальное развитие - это в некотором роде соревнование. В сверстниках дети ощущают равных себе по природе и именно с ними соотносят свои успехи в саморазвитии. Особенно значима эта ориентация в подростковом возрасте. Иначе говоря, общение со сверстниками выступает как дополнительный социальный стимул включения механизма саморазвития ребенка.

Суть работы педагога в этом аспекте состоит в том, чтобы снизить до минимума возможность конфликтов в группе и максимально развить желание и умение детей участвовать в совместной деятельности студии.

В случае возникновения конфликта в группе педагогу необходимо соблюдать несколько правил, следование которым поможет в разрешении конфликта.

1. Нельзя загонять конфликт вглубь (не обращать на него внимания, ограничиваться чтением нотаций конфликтующим сторонам, сразу становиться на одну из позиций ).

2. При поиске причины конфликта стараться быть объективным и непредвзятым, не искать изначально виноватого.

3. Помнить, что при всем разнообразии причин конфликта его организатором (источником) является тот, кто претендует на превосходство над другими. Непосредственно же спровоцировать конфликт и в итоге оказаться его жертвой может совершенно другой ребенок.

4. Преодоление конфликта - это прежде всего преодоление стремления отдельных детей подчинить себе других, в каких бы формах это ни проявлялось (будь то попытки получить главную роль в спектакле; желание командовать в процессе совместной деятельности путем распределения функций так, чтобы себе взять дело полегче, а другим - посложнее, самому выступить в роли руководителя, а другим - в качестве исполнителей и т.д.).

5.Профилактика конфликтов состоит в том, чтобы выявлять детей, ориентированных на власть, и ограничивать их попытки подчинять себе других.

Сотрудничество - это способность ребенка принимать участие в общем деле. Совместная деятельность связана с распределением функций между ее участниками, а следовательно, предполагает определенное умение ребенка как подчиняться обстоятельствам, считаться с мнением других, в чем-то ограничивать себя, так и проявлять инициативу, совершенствовать общее дело. Соответственно этому, в карточке выделены несколько уровней сотрудничества - от стремления избежать включения в совместную деятельность (это может быть отказ от предложенной роли, некачественное выполнение полученного задания и т.п.) дотворческого отношения к деятельности (с проявлением инициативы по ее совершенствованию).

Первоначальное определение у учащихся того или иного уровня сотрудничества можно осуществить через общие задания, нацеленные на практическое обеспечение основного вида деятельности в студии (например, в театральной студии это может быть участие детей в оформлении декораций к спектаклю или изготовлении кукол). Уже в процессе этого общего дела будет достаточно четко видна дифференциация его участников по их способности к сотрудничеству. Дальнейшая работа преподавателя в этом плане должна быть связана с выяснением индивидуальных причин, обусловивших соответствующий уровень сотрудничества (у одних это элементарная лень, у других - страх показаться неумелым, неловким и т.д.). Понимание причин облегчит педагогу поиск конкретных путей формирования ориентации на сотрудничество у разных групп детей.

Завершая разговор о методических приемах, используемых при работе с карточкой, хотелось бы отметить возможность ее применения как средства наглядной агитации в пользу саморазвития личности. В этом своем качестве карточка может быть показана и самому ребенку, и его родителям. Зримое представление о динамике своих изменений, особенно успехов, может усилить желание ребенка и дальше работать над собой. Таким образом, любой из вариантов работы с карточкой нацелен на то, чтобы включить собственные силы ребенка в процесс его развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

«Механизмы» нравственного воспитания
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельн ...

Теоретические основы эстетического воспитания школьников в воспитательной работе
Эстетическое воспитания включает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубоко теоретических и кончая бытовыми ( явление моды, тот или иной тип развлекательной музыки), но не смотря на значительное развитие, все они тесно связаны между собой. Под эстетическом воспитанием обычно понимает ...

Игры в воде с дошкольниками
Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Плескаясь и играя на мелком месте, младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в нее, передвигаться уверенно и без напряжения. Иг ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru