Образование » Системный подход к решению проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждение дополнительного образования » Методика отслеживания и стимулирования творческого саморазвития ребенка

Методика отслеживания и стимулирования творческого саморазвития ребенка

Страница 4

Наконец, некоторых методических пояснений требует четвертый блок качеств, объединяющий поведенческие характеристики – уровень конфликтности и тип сотрудничества. Проблемы общения со сверстниками включены в карточку потому, что всякое индивидуальное развитие - это в некотором роде соревнование. В сверстниках дети ощущают равных себе по природе и именно с ними соотносят свои успехи в саморазвитии. Особенно значима эта ориентация в подростковом возрасте. Иначе говоря, общение со сверстниками выступает как дополнительный социальный стимул включения механизма саморазвития ребенка.

Суть работы педагога в этом аспекте состоит в том, чтобы снизить до минимума возможность конфликтов в группе и максимально развить желание и умение детей участвовать в совместной деятельности студии.

В случае возникновения конфликта в группе педагогу необходимо соблюдать несколько правил, следование которым поможет в разрешении конфликта.

1. Нельзя загонять конфликт вглубь (не обращать на него внимания, ограничиваться чтением нотаций конфликтующим сторонам, сразу становиться на одну из позиций ).

2. При поиске причины конфликта стараться быть объективным и непредвзятым, не искать изначально виноватого.

3. Помнить, что при всем разнообразии причин конфликта его организатором (источником) является тот, кто претендует на превосходство над другими. Непосредственно же спровоцировать конфликт и в итоге оказаться его жертвой может совершенно другой ребенок.

4. Преодоление конфликта - это прежде всего преодоление стремления отдельных детей подчинить себе других, в каких бы формах это ни проявлялось (будь то попытки получить главную роль в спектакле; желание командовать в процессе совместной деятельности путем распределения функций так, чтобы себе взять дело полегче, а другим - посложнее, самому выступить в роли руководителя, а другим - в качестве исполнителей и т.д.).

5.Профилактика конфликтов состоит в том, чтобы выявлять детей, ориентированных на власть, и ограничивать их попытки подчинять себе других.

Сотрудничество - это способность ребенка принимать участие в общем деле. Совместная деятельность связана с распределением функций между ее участниками, а следовательно, предполагает определенное умение ребенка как подчиняться обстоятельствам, считаться с мнением других, в чем-то ограничивать себя, так и проявлять инициативу, совершенствовать общее дело. Соответственно этому, в карточке выделены несколько уровней сотрудничества - от стремления избежать включения в совместную деятельность (это может быть отказ от предложенной роли, некачественное выполнение полученного задания и т.п.) дотворческого отношения к деятельности (с проявлением инициативы по ее совершенствованию).

Первоначальное определение у учащихся того или иного уровня сотрудничества можно осуществить через общие задания, нацеленные на практическое обеспечение основного вида деятельности в студии (например, в театральной студии это может быть участие детей в оформлении декораций к спектаклю или изготовлении кукол). Уже в процессе этого общего дела будет достаточно четко видна дифференциация его участников по их способности к сотрудничеству. Дальнейшая работа преподавателя в этом плане должна быть связана с выяснением индивидуальных причин, обусловивших соответствующий уровень сотрудничества (у одних это элементарная лень, у других - страх показаться неумелым, неловким и т.д.). Понимание причин облегчит педагогу поиск конкретных путей формирования ориентации на сотрудничество у разных групп детей.

Завершая разговор о методических приемах, используемых при работе с карточкой, хотелось бы отметить возможность ее применения как средства наглядной агитации в пользу саморазвития личности. В этом своем качестве карточка может быть показана и самому ребенку, и его родителям. Зримое представление о динамике своих изменений, особенно успехов, может усилить желание ребенка и дальше работать над собой. Таким образом, любой из вариантов работы с карточкой нацелен на то, чтобы включить собственные силы ребенка в процесс его развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Методика и результаты изучения неречевых функций у обследованных детей
Обследование состояния общей моторики. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб: логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед. В стороны, на пояс повторите за педагогом движения за исключением одного, ...

Практические навыки
1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не уча­щенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гну­савить). Соблюдать нормы орфоэпии. 2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: гром­че — тише, выше — ниже, быстрее ...

Классификация и структура мотивов учения
Изучая учебную мотивацию, центральным вопросом становится вопрос о видах мотивов учения. Мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности. Существует несколько классификаций мотивов учения. По мнению Л.И. Божович, мотивы учен ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru