Образование » Системный подход к решению проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждение дополнительного образования » Методика отслеживания и стимулирования творческого саморазвития ребенка

Методика отслеживания и стимулирования творческого саморазвития ребенка

Страница 2

Поэтапное планирование ожидаемого результата - своего рода "лесенка" - и будет конкретизацией развития ребенка с точки зрения уровня его интереса к делу. У ребенка появится личный ориентир, стимулирующий его собственные усилия. Тем самым традиционный процесс выработки определенных навыков путем систематической тренировки, отработки навыка до автоматизма будет усилен "подключением" сознания ребенка, его собственного желания подняться на ступеньку выше. Это и будет переход от интереса, стимулируемого извне, к интересу, поддерживаемому самостоятельно; от развития, обусловленного внешними факторами, к саморазвитию.

Тип самолюбия.

Это представление ребенка о своих достоинствах и. недостатках и одновременно характеристика уровня его притязаний. Тот или иной тип самолюбия складывается на основе определенного типа гордости. Значение феномена гордости состоит в том, что она как бы запускает или тормозит механизм саморазвития личности; гордость - это ключ к пониманию темпов развития ребенка. Чувство гордости дано человеку от природы и впервые обнаруживается у ребенка как заявление: "Я сам". В то же время от взрослых зависит то, какой уровень гордости сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый, или завышенный.

Заниженная гордость означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы, а значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию, поскольку ребенок не видит своих достоинств, на основе которых можно совершенствоваться.

Нормальная гордость означает, что у ребенка сформировано правильное представление о своих достоинствах и недостатках; это - действенный стимул саморазвития личности.

Завышенная гордость может появиться как в результате неумеренных похвал ребенка, так и вследствие неадекватной оценки им собственной одаренности, которую он воспринимает как превосходство над другими. Этот тип гордости - самый сложный с точки зрения развития личности, так как он либо лишает ребенка стимула к развитию (ибо создает в его сознании иллюзию достижения положительного предела), либо порождает у него стремление добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе за счет других детей. Такие дети, как правило, трудно управляемы, нередко агрессивны, почти неспособны к работе над собой.

Характер притязаний ребенка, выраженный в определенном типе гордости, может стать еще одним внутренним стимулом, существенно дополняющим усилия педагога стремлением самого ребенка подняться в своих знаниях и умениях на более высокую ступень. Оптимальным в этом плане является средний уровень гордости, соединяющий положительные представления личности о себе с достаточной мерой самокритичности. В отношении детей с завышенным типом гордости в методике увеличивается количество вербальных разъяснений того, что для достижения положительного результата необходимо много и систематически тренироваться, что "с ходу" освоить что-то способен только вундеркинд. Иными словами, педагог должен как бы "охладить пыл" такого ребенка. Роль внешнего стимула к работе над собой может сыграть наличие в группе достойного конкурента. Дети с низким типом гордости, отличающиеся развитой самокритичностью, требуют к себе особого внимания, постоянной похвалы за самые минимальные достижения.

Планирование результатов

для каждой из названных групп будет также различным. Для детей с завышенным типом гордости процесс освоения определенного вида деятельности целесообразно разделить на более крупные этапы, чем у остальных. Это будут их ступени роста, значимые ориентиры для саморазвития. Важно помнить и о возможности срывов у детей с завышенным типом гордости: ребенок выступил на смотре - и наступает спад активности.

Два других типа детей более прогнозируемы по результатам. По части планирования дети с заниженным типом гордости нуждаются в разбивке предстоящего результата на самые мелкие этапы, задачи, за освоение которых и нужно этих детей неустанно хвалить.

Тип ориентации ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Урок - это классическая форма передачи знаний
Урок - это классическая форма передачи знаний. Настрой, с которым учитель приходит в класс фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степень включенности учащихся, дисциплину на уроке, качество урока, успешность процесса и результат. Излишняя легкость и веселость приводит к повыш ...

Сущность понятия «музыкальный вкус»
Музыка, как и всякое искусство, доставляет человеку удовольствие. При редких встречах с музыкой подлинное удовольствие возникает редко и хранится недолго. А вот при постоянных и привычных встречах душевный подъем постепенно превращается в настрой души, заставляющий иначе жить, иначе думать и действ ...

Категориальные средства анализ: вещь, процесс и ситуация
Выше была зафиксирована проблема отсутствия рефлексии учителя на уроке (которая приводит к отсутствию рефлексии у ученика и, следовательно учебной деятельности) и необходимость в новых средствах анализа уроков, помогающих организовать эту рефлексию. В этом параграфе мы вводим три категории, с помощ ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru