Каждый школьник предстает перед педагогом в двух ипостасиях: как неповторимая индивидуальность и как человек определенного возраста. Однако в условиях школьного обучения для воспитателя важны не только возрастные особенности отдельных детей, но и возрастные особенности класса, как группы детей определенного возраста.
При этом в возрастном развитии личности главное значение по Л. С. Выготскому, придается социальной ситуации развития, которая отражает место ребенка в системе общественных отношений, ведущая деятельность и новообразования в сфере сознания и личности. В плане воспитания важны также ведущие потребности возраста, возрастное в образе Я, в самопознании. Относительно возрастных особенностей классного коллектива важную роль играют значимое в совместной деятельности, особенное в групповом общении и отношениях, ожидания от учителя, воспитателя, потенциалы развития личности в данном возрасте.
Рассмотрим это подробнее. Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова, их сотрудников и последователей. Основные идеи этих ученых заключаются в следующем: когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: “ребенок – взрослый” и “ребенок – дети”. Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, а отношения внутри детского коллектива также не определяют отношения с родителями. То есть эти отношения существуют параллельно, и в целом благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии.
В школе возникает новая структура отношений. Система “ребенок – взрослый” дифференцируется на “ребенок – учитель” и “ребенок – родители”, причем отношения младшего школьника с учителем начинают определять отношения к родителям и отношения ребенка к другим детям. Система “ребенок – учитель” становится центром жизни ребенка, от нее теперь зависит его благополучие.
Важной в аспекте нашего исследования является идея о том, что в детском саду взрослый выступает как индивидуальность, в семье имеется неравенство отношений, а в школе действует принцип “все равны перед законом”. В учителе воплощены требования общества, он является для ребенка проводником одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Поэтому важно с самого начала построить четкую систему отношений, основанных на принятых правилах.
Эта социальная ситуация развития ребенка требует новой деятельности. Такой деятельностью является учебная деятельность, которая общепризнанно считается ведущей деятельностью младших школьников. Но ее предстоит сформировать, она не дается в готовой форме. Здесь существует несколько проблем: формирование учебной мотивации, связанной с содержанием и способами обучения; формирование учебных умений, особенно связанных с самостоятельным учением; развитие интеллектуальных способностей и умений, в частности, включение рефлексии, самооценки собственных изменений и др.
Важным этапом в становлении самостоятельной учебной деятельности является совместная деятельность вначале со взрослыми, затем со сверстниками. Причем отношения со сверстниками играют особую роль. Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой. “Только благодаря разделению точек зрения равных ребенку лиц – сначала других детей, а позднее, по мере взросления, и взрослых, подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, логический и нравственный реализм”. Последнее замечание, на наш взгляд, имеет прямое отношение к процессу формирования гуманности как качества личности младшего школьника.
Что касается использования других видов деятельности в аспекте нашей проблемы, то необходимо отметить, что большинство исследователей этого возраста указывают на формализм как основной недостаток школьного обучения: “Ребенок как будто бы усваивает знания, знает научные формулировки, может проиллюстрировать их примерами. Однако это знание не применяется на практике. Когда ребенок сталкивается с жизненной задачей, то прибегает обычно к житейским представлениям. Это происходит потому, что школа не организует деятельности применения этих знаний на практике”. В связи с этим, на наш взгляд, особое значение в воспитании младших школьников приобретают игровая и трудовая деятельности, которые как бы “доводят до конца” формирование любых личностных качеств, т. к. обеспечивают их практический, или поведенческий компонент.
И все же опора в этом возрасте, и в процессе обучения, и в процессе воспитания делается на знаниевый компонент, что связано с сензитивностью к развитию именно в интеллектуальной сфере и с основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста, которые составляют:
Учебная деятельность как ведущая деятельность
младшего школьника
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в разви ...
Основные задачи религиозного воспитания осужденных
Цель наказания, состоящая в обеспечении общественной безопасности и восстановлении социальной гармонии, нарушенной преступлением, возможно достичь лишь при условии восстановления гармонии в душе самого преступника на основе принципов гуманизма и индивидуального подхода. Одна из главных целей наказа ...
Обучение детей плаванию
Сейчас существует возможность массового обучение плаванию малышей практически в каждой семье – в домашней ванне, причем круглогодично, без перерывов. И эту возможность нужно использовать в полной мере. Ребенку 1–2 лет, не говоря уже о грудных детях, "домашнего бассейна" вполне достаточно ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.