Образование » Формирование гуманности у младших школьников как научно-педагогическая проблема » Возрастные особенности учащихся и возможности формирования у них гуманности как личного качества

Возрастные особенности учащихся и возможности формирования у них гуманности как личного качества

Страница 2

“Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.

Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности”.

Таким образом, созревают интеллектуальные предпосылки для усвоения достаточно сложных нравственных понятий, к которым относится и гуманность: совершенствуются основные качества внимания: объем, концентрация, устойчивость; память достигает более высокого уровня развития; интерес к причинным зависимостям, выделение существенных признаков, их распознавание в новых фактах, переход к обобщениям и выводам убедительно свидетельствуют о способностях младших школьников логически мыслить.

Созревает для более серьезного, чем у дошкольника, нравственного развития и потребностно-мотивационная сфера. Ведущая потребность младшего школьника – быть школьником, причем успешным. Она связана и с потребностью в высокой оценке прежде всего учителя, и с потребностью в высокой самооценке, выходит на формирование образа Я, самосознания ребенка. Все это способствует развитию коммуникативной деятельности, или общения, построенного по правилам взаимодействия с учителем, а также учебно-делового и внеучебного общения с одноклассниками.

Содержание межличностного общения, если оно не организовано специально, - инструментальное, событийно-ситуативное. Взаимоотношения в классе дифференцированы относительно несложно и находятся под сильным влиянием оценок учителя. Типичные группы общения (исключая случаи игровых и организованных ситуаций) – 2 – 3 человека. Основные ожидаемые роли учителя – “судья” и “защитник”. В потенциалах личностного развития, о которых уже отчасти говорилось, особое значение имеет способность к социальной рефлексии (помимо рефлексии в учебной деятельности), осознанное отношение к общению, к совместной деятельности и укрепление чувства успешности. Таким образом, способность и даже склонность к играм и общению по правилам – также важный момент, создающий возможности формирования личности.

Следующим важным методологическим положением, на которое мы опирались в практической части нашего исследования, является идея о том, что возрастное развитие личности, точнее специфические характеристики возраста определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития. Развивая эту мысль, можно сказать, что возможность личностного развития в каждом конкретном возрасте тесно связаны с уровнем группового развития тех групп, где протекает жизнедеятельность ребенка. Поэтому особое внимание следует уделять развитию коллективных отношений и коллективной организации в классе, тем более учитывая связь гуманности с коллективизмом, рассмотренную выше. В младшем дошкольном возрасте также начинаются процессы, связанные с развитием воли, как способности человека к самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических качеств. Как социальное новообразование психики воля обусловлена развитием трудовой деятельности, однако ее некоторые элементы складываются раньше, уже в учебной деятельности, недаром учебу называют применительно к школьникам как их “основной труд”. В аспекте нашей темы особое значение имеют такие функции воли как выбор мотивов и целей, мобилизация физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий, регуляция побуждения к действиям в условиях недостаточной мотивации. Возможности развития воли в младшем школьном возрасте связаны с развитием рефлексии, а также с переходом от оценки к самооценке, от контроля к самоконтролю, от организации к самоорганизации, который начинается именно в этот возрастной период. Помогает в волевом развитии также изменение смысла действия, переоценка значимости мотива, предвидение и переживание последствий действия в воображаемой ситуации и т. д. Следовательно, в младшем школьном возрасте созревают интеллектуальные, мотивационные, волевые и поведенческие предпосылки, создающие благоприятные возможности для нравственного воспитания, в целом, и для воспитания гуманности как ведущего нравственного качества личности, в частности.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Психологические основы работы воспитателя
Великий педагог К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника - человека. Ни уставы, ни программы, никакой искусственный организм заведения, не может заменить личности в деле воспитания. То ...

Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса
Учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Его сущность заключена в передаче педагогами социального опыта и его усвоения воспитуемыми посредством взаимодействия тех и других. Он направлен на удовлетворение потребности современного общест ...

Личность учителя и педагогическая деятельность
В современной психолого-педагогической науке вопрос о влиянии личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка рассматривается как ключевой и определяющий. Этой проблеме посвящены многие теоретические и экспериментальные исследования Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.В. Кузьминой, А.В. ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru