Выше была зафиксирована проблема отсутствия рефлексии учителя на уроке (которая приводит к отсутствию рефлексии у ученика и, следовательно учебной деятельности) и необходимость в новых средствах анализа уроков, помогающих организовать эту рефлексию. В этом параграфе мы вводим три категории, с помощью которых будем строить изображения урока, которые, мы надеемся, и будут выступать этими средствами.
Категория вещи.
Помыслить нечто как вещь значит, прежде всего, определить и оформить его, отделить от всего остального, представив как бы расположенным в пространстве, выделить его свойства и перечислить его отношения с другими вещами; расчленить на элементы с заданными свойствами и представить свойства целого как результат взаимодействия свойств частей.
Основная особенность вещи состоит в том, что она всякий раз целиком присутствует во всех своих аспектах, свойствах и отношениях.
При подобном подходе любые события описываются как поведение различных объектов, каждый из которых задан своим базовым набором свойств, и это поведение состоит в изменении внешних отношений. Наиболее эффективным подход оказывается, когда эти отношения удается свести именно к взаимному расположению вещей в пространстве; если же это не удается напрямую, появляются такие метафоры, как, например, пространство коммуникации.
Кроме того, необходимо выделить условия, при которых предмет изучения существует как вещь, т. е. как нечто целостное и равное себе; эти условия оказываются одновременно условиями осмысленности всякого изучения и всякого действия с этим предметом.
В рамках категории вещи осмысленно, например, различие сущности и явления. Сущность в таком понимании и есть то, что в вещи целостно, равно себе, но может быть при этом не явлено вовне. Явление же всегда «на поверхности» и представляет собой именно следствие взаимодействия изучаемой сущности с другими.
Важно заметить, что представление деятельности как вещи не есть представление вещей, включенных в деятельность.
Подобный подход продуктивен именно тогда, когда речь идет о системе, «собранной» из неизменных элементов с заданными свойствами и функциями, то есть о некоторой «машине».
Это требование задает основное ограничение применимости категории вещи.
Категория процесса.
Процесс представляет собой фиксации временной динамики.
В наиболее общем понимании процесс – смена во времени различных состояний. Внутренняя природа этих состояний в модели не фиксируется, важно лишь, что эти состояния могут быть каким-либо способом различены.
Модель процесса включает в себя, во-первых, способ различения образующих его состояний, во-вторых – описание логики переходов, превращений одних состояний в другие. Сила категории процесса состоит в возможности представить последовательность изменений как присущую самому процессу в его внутренней связности, соответственно – предсказывать его ход во времени.
Если вещь всякий раз представлена целиком, как некая наличная совокупность, которая по своей природе не может измениться, то процесс, напротив, есть чистое изменение, которое не может быть дано в наблюдении (наблюдаются всегда отдельные состояния), но может быть удержано в мышлении.
В моделировании деятельности (в том числе - мыслительной) категория процесса оказывается продуктивной тогда, когда деятельность удается представить как последовательность состояний, принадлежащих идеальному пространству. Такое представление основано на допущении о том, что последовательность состояний деятельности тождественна последовательности состояний объекта деятельности.
Если объект существует натурально, то есть речь идет о предметной деятельности, моделирование изменяющей его деятельности – задача достаточно простая. Если же объект идеален, как это обстоит, в частности, с мышлением, модель представляет его как систему знаний, а изменение – как появление нового знания.
Когда анализ деятельности сталкивается с задачей моделирования сложной деятельности, включающей в себя несколько различных процессов, возникает необходимость в логике, которая позволяла бы удерживать и процессы по отдельности, и их отношения друг с другом и с другими возможными элементами деятельности.
Категория ситуации.
Обоснование применения категории ситуации для построения моделей педагогической деятельности было проведено С. В. Ермаковым.
Представление сложно организованной деятельности как ситуации связано с тем, что в ней выделяется, во-первых, набор различных позиций, каждая из которых имеет свои основания и, во-вторых, набор процессов, отнесенных к той или иной позиции или к их взаимодействию.
Методы стимулирования и мотивации деятельности
Мотивация деятельности связана с ее стимулированием. Стимулировать - побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. Деятельность дает качественные результаты личности имеющей сильные, глубокие, яркие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать ...
Планирование педагогического общения и подготовка к нему
Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко ранимого уч ...
Экспериментальное исследование взаимосвязи развития мышления с памятью и
речью у детей младшего школьного возраста
Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи уровня развития мышления с уровнями развития памяти и речи у младших школьников. Нами была сформулирована гипотеза исследования: высокий уровень развития памяти и речи детей младшего школьного возраста определяет развитие понятийно-логического мы ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.