В соответствии с задачами исследования мы считаем целесообразным выделить следующие уровни сформированности гуманности как личностного качества у младших школьников, соответствующие им цифровые обозначения показатели уровней:
Высокий уровень - +3.
Показатели уровня:
Интеллектуальный компонент
знания о гуманности, правильные, системные;
присутствует осознание личной и общественной значимости гуманности и гуманизма.
Мотивационный компонент
эмоционально-положительное отношение к гуманным поступкам и гуманным людям;
мотивы (стремление, желание) поступать гуманно, быть гуманным, воспитать в себе гуманность.
Практический компонент
умение использовать свои волевые качества, чтобы выбрать гуманное поведение в сложных ситуациях;
конкретные гуманные действия и поступки в реальной жизни, проявляющиеся всегда, при любых обстоятельствах.
Такой высокий уровень гуманности по большинству представленных показателей для младших школьников является практически недостижимым даже в условиях целенаправленного педагогического процесса, тем более он не был отмечен в нашем эксперименте в ходе предварительной диагностики (см. об этом ниже).
Средний уровень - + 2.
Показатели уровня:
Интеллектуальный компонент
знания о гуманности правильные, но недостаточно полные и системные;
отчасти, на абстрактном уровне, присутствует осознание личной и общественной значимости гуманности и гуманизма.
Мотивационный компонент
в большинстве случаев возникает эмоционально-положительное отношение к гуманным поступкам и гуманным людям;
сформированы мотивы поступать гуманно, но не всегда проявляется желание работать над собой в плане самовоспитания гуманности.
Практический компонент
воля развита недостаточно, чтобы всегда выбирать и мобилизовать себя на правильное гуманное поведение;
в большинстве ситуаций, но не всегда поступает гуманно.
Начальный уровень - +1.
Показатели уровня:
Интеллектуальный компонент
знания о гуманности носят частичный, бессистемный характер, нет обобщенности, не выделяется главное и второстепенное;
отсутствует осознание общественной значимости гуманности, есть лишь частичное осознание ее личной значимости в конкретных ситуациях реальной жизни.
Мотивационный компонент
противоречивое отношение к гуманным поступкам и гуманным людям в зависимости от личной включенности и позиции в каждом конкретном случае;
мотивация гуманного поведения бедная, обнаруживается эпизодически.
Практический компонент
усилия воли проявляются редко в ситуациях необходимости только по отношению к самым близким людям;
поступает гуманно время от времени, в зависимости от внешних побуждений и личной эмоциональной включенности в ситуацию.
Нулевой уровень – 0.
Показатели уровня:
Интеллектуальный компонент
знания о гуманности отсутствуют, не понимает значения слова, нет критериев добра и зла;
соответственно не понимает значения гуманности для общества в целом и для отдельных людей, для себя в том числе.
Мотивационный компонент
равнодушное отношение к гуманным и антигуманным поступкам, не различает их в большинстве случаев;
мотивация гуманного поведения отсутствует, работа над собой – тоже.
Практический компонент
воля неразвита, произвольное собственное регулирование собственного поведения не проявляется;
встречаются гуманные и негуманные поступки, часто – инертное поведение, в зависимости от ситуации.
Такой нулевой уровень сформированности гуманности в условиях школы-гимназии, на базе которой был организован эксперимент, почти не встречался, поскольку младшие школьники в большинстве случаев эмоционально отзывчивы к добру. Отдельные случаи, когда был зафиксирован этот уровень, отмечались у детей из семей беженцев или из неблагополучных семей, что потребовало специальной индивидуальной коррекционной работы.
Отрицательный уровень - -1.
Поскольку яркий проявлений антигуманизма у младших школьников практически не встречается (вне ситуаций пограничных психических состояний, в обычных условиях), то был определен только один отрицательный уровень и обозначен цифрой –1. В нашем эксперименте были отмечены лишь случаи редких, неосознанных негуманных проявлений, связанных с общим недоразвитием интеллектуальной сферы, или нарушениями эмоциональных отношений с окружающими, с кризисными ситуациями в семье. Однако теоретически мы выделили следующие показатели этого уровня:
Диагностика артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими
расстройствами дошкольного возраста
В параграфе будут описаны методы диагностики строения и моторики артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста. База исследования - МДОУ «ЦРР - Детский сад №7» для детей с нарушениями речи г. Магнитогорска. В эксперименте принимали участие8 детей. Опытно-эк ...
Формы и методы изучения подраздела "Электротехника"
в девятом классе
В педагогике рассматриваются различные типы уроков и различные формы изложения знаний учителем. Различают следующие типы уроков: урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, умений и навыков; повторительно-обобщающий урок; смешанный, или комбинированный урок. Применительно к данной теме ...
Исследование уровня развития познавательной активности
младших школьников на уроках математики
Как известно, младший школьный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, в том числе и в сфере познавательной деятельности. Познавательная деятельность включает в себя следующие основные процессы: внимание, ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.