Образование » Формирование гуманности у младших школьников как научно-педагогическая проблема » Уровни и показатели сформированности гуманности у младших школьников, их предварительная диагностика

Уровни и показатели сформированности гуманности у младших школьников, их предварительная диагностика

Страница 1

В соответствии с задачами исследования мы считаем целесообразным выделить следующие уровни сформированности гуманности как личностного качества у младших школьников, соответствующие им цифровые обозначения показатели уровней:

Высокий уровень - +3.

Показатели уровня:

Интеллектуальный компонент

знания о гуманности, правильные, системные;

присутствует осознание личной и общественной значимости гуманности и гуманизма.

Мотивационный компонент

эмоционально-положительное отношение к гуманным поступкам и гуманным людям;

мотивы (стремление, желание) поступать гуманно, быть гуманным, воспитать в себе гуманность.

Практический компонент

умение использовать свои волевые качества, чтобы выбрать гуманное поведение в сложных ситуациях;

конкретные гуманные действия и поступки в реальной жизни, проявляющиеся всегда, при любых обстоятельствах.

Такой высокий уровень гуманности по большинству представленных показателей для младших школьников является практически недостижимым даже в условиях целенаправленного педагогического процесса, тем более он не был отмечен в нашем эксперименте в ходе предварительной диагностики (см. об этом ниже).

Средний уровень - + 2.

Показатели уровня:

Интеллектуальный компонент

знания о гуманности правильные, но недостаточно полные и системные;

отчасти, на абстрактном уровне, присутствует осознание личной и общественной значимости гуманности и гуманизма.

Мотивационный компонент

в большинстве случаев возникает эмоционально-положительное отношение к гуманным поступкам и гуманным людям;

сформированы мотивы поступать гуманно, но не всегда проявляется желание работать над собой в плане самовоспитания гуманности.

Практический компонент

воля развита недостаточно, чтобы всегда выбирать и мобилизовать себя на правильное гуманное поведение;

в большинстве ситуаций, но не всегда поступает гуманно.

Начальный уровень - +1.

Показатели уровня:

Интеллектуальный компонент

знания о гуманности носят частичный, бессистемный характер, нет обобщенности, не выделяется главное и второстепенное;

отсутствует осознание общественной значимости гуманности, есть лишь частичное осознание ее личной значимости в конкретных ситуациях реальной жизни.

Мотивационный компонент

противоречивое отношение к гуманным поступкам и гуманным людям в зависимости от личной включенности и позиции в каждом конкретном случае;

мотивация гуманного поведения бедная, обнаруживается эпизодически.

Практический компонент

усилия воли проявляются редко в ситуациях необходимости только по отношению к самым близким людям;

поступает гуманно время от времени, в зависимости от внешних побуждений и личной эмоциональной включенности в ситуацию.

Нулевой уровень – 0.

Показатели уровня:

Интеллектуальный компонент

знания о гуманности отсутствуют, не понимает значения слова, нет критериев добра и зла;

соответственно не понимает значения гуманности для общества в целом и для отдельных людей, для себя в том числе.

Мотивационный компонент

равнодушное отношение к гуманным и антигуманным поступкам, не различает их в большинстве случаев;

мотивация гуманного поведения отсутствует, работа над собой – тоже.

Практический компонент

воля неразвита, произвольное собственное регулирование собственного поведения не проявляется;

встречаются гуманные и негуманные поступки, часто – инертное поведение, в зависимости от ситуации.

Такой нулевой уровень сформированности гуманности в условиях школы-гимназии, на базе которой был организован эксперимент, почти не встречался, поскольку младшие школьники в большинстве случаев эмоционально отзывчивы к добру. Отдельные случаи, когда был зафиксирован этот уровень, отмечались у детей из семей беженцев или из неблагополучных семей, что потребовало специальной индивидуальной коррекционной работы.

Отрицательный уровень - -1.

Поскольку яркий проявлений антигуманизма у младших школьников практически не встречается (вне ситуаций пограничных психических состояний, в обычных условиях), то был определен только один отрицательный уровень и обозначен цифрой –1. В нашем эксперименте были отмечены лишь случаи редких, неосознанных негуманных проявлений, связанных с общим недоразвитием интеллектуальной сферы, или нарушениями эмоциональных отношений с окружающими, с кризисными ситуациями в семье. Однако теоретически мы выделили следующие показатели этого уровня:

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Технология конструирования пед.процесса. Планирование как результат конструктивной деят-ти педагога
Одним из решающих усовий успеха пед.процесса яв-ся структурирование, вкл.в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деят-ти. На этих этапах можно выделить осн.виды деят-ти педагога, направленные на конструирование седержания, средств и программ действий. Соответственно, т ...

Развитие речи ребенка на 6 году жизни
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание карти ...

Система обучения лепке из соленого теста
Урок - основная форма обучения, в процессе которой ученики усваивают ЗУН, необходимые для создания изделий из соленого теста. Система обучения лепке из соленого теста представляет собой определенную последовательность этапов деятельности педагога и детей при создании изделия на уроке: 1. Создание у ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru