Образование » Формирование гуманности у младших школьников как научно-педагогическая проблема » Уровни и показатели сформированности гуманности у младших школьников, их предварительная диагностика

Уровни и показатели сформированности гуманности у младших школьников, их предварительная диагностика

Страница 2

Интеллектуальный компонент

знания о гуманности неправильное, путают гуманизм с другими качествами (например, с эгоизмом), следовательно, определяют неверно;

в соответствии с неправильными знаниями, осознанность также носит искаженный неадекватный характер.

Мотивационный компонент:

гуманные поступки могут вызывать антипатию, трактоваться как подхалимство, желание выслужиться перед учителем или родителями; гуманные люди могут также вызывать враждебное отношение на фоне зависти и заниженной самооценки;

мотивация гуманного поведения “от противного”: не быть, как все; вопреки всему поступить по-своему, а не так как надо, как хорошо; плохо, больно, самоутвердиться отрицательно (как всегда бывает у трудных детей, такому ребенку плохо и больно самому, поэтому он хочет, чтобы страдали и другие, надеясь этим облегчить собственное состояние).

Практический компонент:

воля “злая”, то есть ребенок упрямо, настойчиво стремится к негуманным поступкам, даже переживая в душе, что приносит страдания близким, любимым людям, но “сдерживая” свои глубинные гуманные стремления;

негуманное поведение: действия и поступки во вред окружающим, приносящие боль, страдания, обиды; несправедливость даже по отношению к любящим его и терпеливым (маме, бабушке).

В реальной практике воспитания мы столкнулись с тем, что разные компоненты гуманности (интеллектуальный, мотивационный, практический) и различные критерии их сформированности (см. таблицу № 2) находятся на различном уровне. Так, например, у значительной части младших школьников в начале эксперимента интеллектуальный компонент находится на начальном уровне сформированности, при этом мотивация отмечалась на более высоком уровне (+2), а практический компонент у разных детей проявляется по-разному, от стабильных положительных проявлений у ряда детей, до эпизодических отрицательных проявлений у некоторых младших школьников. В связи с этим общий уровень сформированности гуманности определялся как средний арифметический показатель по трем компонентам. Соответственно уровень сформированности каждого компонента определялся по конкретным показателям каждого уровня (по 2 показателя каждый компонент, см. выше).

Диагностика воспитанности гуманности как личностного качества младших школьников 3а и 3б классов гимназии № 44, всего 58 чел., проводилась с использованием таких методов как анкетирование, беседа, интервью (для определения интеллектуального и мотивационного компонентов). Сформированность практического компонента определялась на основе наблюдения, а также методом экспертной оценки (в качестве экспертов выступали учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, родители).

В ходе предварительной диагностики были получены следующие результаты:

Таблица № 3

Уровни воспитанности гуманности у младших школьников в начале эксперимента (в абсолютных цифрах / в процентах от 58 чел.)

Уровни сформированности

Компоненты гуманности

Общий уровень гуманности

интелл.

Мотивац.

практич.

высокий +3

- / -

4 / 6,9%

- / -

- / -

средний +2

9 / 15,5%

25 / 43,1%

8 / 13,8%

10 / 17,2%

начальный +1

38 / 65,5%

20 / 34,5%

37 / 63,8%

37 / 63,8%

нулевой 0

6 / 10,3%

7 / 12,1%

9 / 15,5%

8 / 13,8%

отрицательный -1

5 / 8,6%

2 / 3,4%

4 / 6,9%

3 / 5,2%

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Работа учителя по исследованию зачетных уроков
Практическая часть выпускной квалификационной работы представляет собой 3 вида эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий эксперимент включает в себя контрольную работу. Контрольная работа проверяет знания учащихся за первую и вторую четверть. Формирующий эксперимент за ...

Организация экскурсии
Учитель заранее договаривается с администрацией музея о предстоящей экскурсии. За неделю в классе (кабинете биологии) учитель вывешивает объявление, в котором указаны: дата проведения экскурсии, время и место сбора, стоимость экскурсионного билета; список ученических групп, которые будут работать н ...

Особенности формирования алгоритмических умений
Содержательно - методические линии во многих отношениях обнаруживают сходство друг с другом. К наиболее существенным общим чертам относятся ранняя выделенность ведущего в линии понятия; длительный срок его функционирования в курсе как предмета изучения; формирование систем понятий, раскрывающих сод ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru