Образование » Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения » Чтение как вид речевой деятельности

Чтение как вид речевой деятельности

Страница 1

В современной педагогике чтение рассматривают как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный си-туацией общения процесс передачи или приема сообщения.

Следовательно, речь – это язык в действии, общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда передаем сообщения, мы говорим или пишем. Таким образом, существует четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение, говорение и письмо.

Чтение более тесно связано со слушанием, так как в обоих процессах принимается сообщение. Чтение относится к письменным видам общения (как и письмо).

Речевая деятельность, а следовательно, и чтение имеет определенную структуру, предметное содержание, речевые механизмы. В структуре речевой деятельности выделяется три уровня [8. С. 3]:

Первый – мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. У младшего школьника такие мотивы – желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книги, понять, о чем в ней говорится, получить удовольствие от чтения.

Второй уровень – ориентировочно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания. Ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события.

Третий уровень – исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает текст, подчеркивает важные мысли, определяет личностное отношение к событиям, героям. Результатом работы с текстом становится его понимание.

Итак, предмет речевой деятельности – мысль, а результат – ее понимание. Чтение может осуществляться с разной целью, поэтому существуют разные виды чтения:

1. Изучающее чтение предполагает детальное знакомство с содержанием текста и стремление подробно получить информацию. Оно требует стопроцентного понимания читаемого текста.

2. Поисковое чтение предполагает найти ответ на какой-либо вопрос.

3. Просмотровое (ознакомительное) чтение предполагает знакомство с содержанием текста в целом, не вникая в детали.

Фактически эти виды чтения отрабатываются окончательно в основной школе. В начальной школе ученики осваивают чтение изучающее, хотя необходимо дать представление и о других видах чтения.

Необходимо учитывать и функции чтения:

- познавательную, которая реализуется в процессе получения информации (читаю, чтобы знать);

- регулятивную, которая направлена на управление практической деятельностью (читаю, чтобы уметь);

- ценностноориентационную, которая связана с эмоциональной сферой жизни человека (читаю, чтобы наслаждаться).

Итак, нам важно сформировать изучающее чтение в двух формах – вслух и молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, т. е. это четкое, внятное, безошибочное чтение целыми словами, в нормальном темпе. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия. Кроме того данный вид чтения позволяет учителю проверить правильность и беглость чтения при организации фронтальной работы класса.

Чтение про себя – это чтение глазами, без внешних речедвижений. Наличие шевеления губами не является чтением про себя. Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Овладение этим видом чтения имеет практическое значение, так как люди обычно читают именно молча, про себя.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Значение, организация и содержание проведения контроля
Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно по этому в школьной практике уделяется серьезное внимание способам организации контроля, его содержанию. Для ...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР
У детей с ОНР в устной речи недостаточность словообразовательных навыков проявляется в неполноте использования различных частей речи, множественных заменах и смещениях слов, отсутствие в словаре ребенка многих слов и т. д., вследствие чего в речи употребляются в основном существительные и глаголы, ...

Технология программированного обучения
Теория возникла в 50-е годы 20 века, предложил ее амер.ученый Бенджамин Скиннер. Он разработал программу подачи инф-ции в виде опред.порций. Позднее немецкий психолог Н.Краудер разработал программу для самостоятельного обучения. Цель: 1.Эффективное обучение на основе научно разработанных программ 2 ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru