В психолого-педагогической литературе значение творчества в педагогической деятельности - неоспоримый факт.
При характеристике данного феномена следует ориентироваться на устоявшееся в литературе понимание творчества в широком и узком смысле. "Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового." Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле "творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.", - говорится в статье Ф. Батюшкова "Творчество" (1901), процитированной в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона.
Эта характеристика творчества имеет глубокий психологический смысл: личностный и процессуальный. Во-первых, творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Во-вторых, изучение этих свойств личности указывает на важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Вместе с тем отсутствие научной дифференциации феноменологии творчества приводит к тому, что определение "творческий" становится применимо почти к любому процессу деятельности, кроме узкого круга крайне автоматизированных действий. Распространенные определения данного понятия, согласно Д.Б. Богоявленской, не отражают в полной мере сущностную характеристику творчества. Как отмечает автор, не только в обыденном сознании, но и в научной литературе широко распространено определение творчества не по процессуальной стороне - механизму, а по результату - продукту (созданию нового). Однако "определение творчества по критерию создания нового - это определение творчества по его феноменологии, лишь по его проявлению".
Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступать в любой сфере человеческой деятельности. Согласно, Я.А. Пономареву творчество в самом широком смысле - взаимодействие, ведущее к развитию.
Д.Б. Богоявленская (2001) и другие ученые в широком контексте определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний.
Согласно, В.М. Бехтереву творчество следует рассматривать и с рефлексологической точки зрения как "созидание чего-либо нового" в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.
Не менее важен аксиологический аспект. Так, Д.Б. Богоявленская солидарна с М.М. Бахтиным, представителем гуманитарного подхода, который утверждал, что творчество не сводится к технике делания, а является духовно-нравственным зарядом к действию
Способность личности к ситуативно не стимулированной продуктивной деятельности - это не просто проявление абстрактного познавательного интереса, а нравственная интенция. Однако, несмотря на, казалось бы, гуманитарный аспект анализа проблемы, он позволяет рассматривать описанный процесс в качестве непосредственного операционального "психологического наполнения" понятий творчества и одаренности.
"Творческий", по мнению Д.Б. Богоявленской, более широкий термин, нежели термин "креативный". Вместе с тем креативность - это не то же самое, что высокий уровень интеллекта.
Психологи гуманистического направления считали, что первоначальный источник творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по А. Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
Ряд исследователей полагают, что для творчества необходима мотивация достижений, другие считают, что она блокирует творческий процесс. Так, A. M. Матюшкин (1993) в поддержку первого из названных выше тезисов на основе эмпирических данных делает вывод о преобладании в нашей стране среди творческих работников не мотивации роста (познавательной и самоактуализации), а именно мотивации достижений.
Некоторые отечественные ученые придерживаются мнения, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. Словом, нельзя говорить о творчестве вообще, есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и другие виды. Другие специалисты, напротив, утверждают, что природа творчества едина, способность к творчеству универсальна.
Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.
Методика формирования ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе
общей химии
Ценностно-смысловая компетентность Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы. ● перед изуче ...
Выявление уровня сформированности навыков чтения у умственно отсталых
учащихся 3 класса
Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков чтения (выразительность, беглость, правильность, сознательность) у детей с интеллектуальной недостаточностью. В эксперименте принимали участие учащиеся двух параллельных 3 классов (по 15 человек) Черновской специальной (коррек ...
Методика воспитания выразительности и координации
движений посредством музыкальных игр и танцев
Анализ методической и научной литературы показывает, что художественная гимнастика один из видов спорта со сложно координационной деятельностью, требующей от спортсменок не только широкого круга умений, навыков и качеств, но и проявление высокой степени выразительности и координации движений. В име ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.