Образование » Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании непредметных образов » Понятие творчества

Понятие творчества

Страница 1

В психолого-педагогической литературе значение творчества в педагогической деятельности - неоспоримый факт.

При характеристике данного феномена следует ориентироваться на устоявшееся в литературе понимание творчества в широком и узком смысле. "Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового." Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле "творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.", - говорится в статье Ф. Батюшкова "Творчество" (1901), процитированной в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона.

Эта характеристика творчества имеет глубокий психологический смысл: личностный и процессуальный. Во-первых, творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Во-вторых, изучение этих свойств личности указывает на важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Вместе с тем отсутствие научной дифференциации феноменологии творчества приводит к тому, что определение "творческий" становится применимо почти к любому процессу деятельности, кроме узкого круга крайне автоматизированных действий. Распространенные определения данного понятия, согласно Д.Б. Богоявленской, не отражают в полной мере сущностную характеристику творчества. Как отмечает автор, не только в обыденном сознании, но и в научной литературе широко распространено определение творчества не по процессуальной стороне - механизму, а по результату - продукту (созданию нового). Однако "определение творчества по критерию создания нового - это определение творчества по его феноменологии, лишь по его проявлению".

Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступать в любой сфере человеческой деятельности. Согласно, Я.А. Пономареву творчество в самом широком смысле - взаимодействие, ведущее к развитию.

Д.Б. Богоявленская (2001) и другие ученые в широком контексте определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний.

Согласно, В.М. Бехтереву творчество следует рассматривать и с рефлексологической точки зрения как "созидание чего-либо нового" в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.

Не менее важен аксиологический аспект. Так, Д.Б. Богоявленская солидарна с М.М. Бахтиным, представителем гуманитарного подхода, который утверждал, что творчество не сводится к технике делания, а является духовно-нравственным зарядом к действию

Способность личности к ситуативно не стимулированной продуктивной деятельности - это не просто проявление абстрактного познавательного интереса, а нравственная интенция. Однако, несмотря на, казалось бы, гуманитарный аспект анализа проблемы, он позволяет рассматривать описанный процесс в качестве непосредственного операционального "психологического наполнения" понятий творчества и одаренности.

"Творческий", по мнению Д.Б. Богоявленской, более широкий термин, нежели термин "креативный". Вместе с тем креативность - это не то же самое, что высокий уровень интеллекта.

Психологи гуманистического направления считали, что первоначальный источник творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по А. Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Ряд исследователей полагают, что для творчества необходима мотивация достижений, другие считают, что она блокирует творческий процесс. Так, A. M. Матюшкин (1993) в поддержку первого из названных выше тезисов на основе эмпирических данных делает вывод о преобладании в нашей стране среди творческих работников не мотивации роста (познавательной и самоактуализации), а именно мотивации достижений.

Некоторые отечественные ученые придерживаются мнения, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. Словом, нельзя говорить о творчестве вообще, есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и другие виды. Другие специалисты, напротив, утверждают, что природа творчества едина, способность к творчеству универсальна.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Образовательные программы высшей школы
Характерной чертой всех вузов Финляндии является научная подготовка самого высокого уровня, тесная связь научно-исследовательской работы с обучением. Благодаря созданию многочисленных отраслевых лабораторий крупные вузы представляют собой сочетание учебных заведений и научно-исследовательских центр ...

Оценка сформированности ключевых компетентностей
При разработке системы измерений ключевых компетентностей целесообразно применять различные средства, выбор которых зависит от поставленных целей и задач. Практика показывает, что следует отказаться от традиционных систем контроля, чаще используя деятельностные методы оценивания. К наиболее эффекти ...

Основные этапы фитбол-гимнастики
Независимо от возраста и физического состояния детей необходимо поэтапное освоение упражнений с мячом. 1 Этап. Основные задачи: 1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. 2. Обучить правильной посадке на фитболе. 3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (си ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru