При разработке системы измерений ключевых компетентностей целесообразно применять различные средства, выбор которых зависит от поставленных целей и задач. Практика показывает, что следует отказаться от традиционных систем контроля, чаще используя деятельностные методы оценивания.
К наиболее эффективным средствам измерения компетентностей учащихся относятся:
● портфолио;
● системы интегрированных заданий;
● ситуационные задания;
● задания практико-прикладного направления;
● публичная защита и экспертная оценка проектной и исследовательской деятельности школьников;
● педагогическое наблюдение за учащимися;
● тесты на выявление минимальной компетентности;
● участие в проблемных семинарах, дискуссиях.
Оценивание результатов обучения, основанного на деятельности, осуществляется с помощью портфолио. Портфолио – совокупность работ учащихся, которая демонстрирует их достижения в определённых областях знаний. Конечная цель формирования портфолио, заключается в демонстрации способности учащегося решать учебные, социальные и другие проблемы. В портфолио фиксируются различные успехи школьника, в том числе участие в проектной деятельности, успешность изучения элективных курсов, результаты исследовательских работ, обучение в учреждениях дополнительного образования, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. На основе анализа портфолио можно сделать вывод о сформированности основных компетентностях школьника.
Так как обычные тесты неэффективны при оценивании компетентности, целесообразно рассмотреть применение тестов минимальной компетентности, позволяющих контролировать уровень теоретической подготовленности учащихся. Каждое задание в них рассматривается как индикатор, выявляющий какой-то один фрагмент знаний у тестируемых. Отбор тестовых заданий при этом основывается на принципах систематичности, научности знаний, их практической направленности, учёта внутрипредметной и междисциплинарной интеграции.
Содержание заданий в тестах на компетентность отличается от традиционных тестовых заданий своей практической направленностью. Формы тестовых заданий могут быть различны, чаще всего используют задания с выбором одного или нескольких ответов(закрытая форма) либо предполагающие написание краткого или полного, развёрнутого ответа (открытая форма). В качестве примеров ниже приведены тестовые задания открытой формы, предполагающие краткий ответ:
1. Для опрыскивания растений с целью защиты их от вредителей применяют раствор медного купороса. Масса соли, необходимой для приготовления 1л 5%-ного раствора, равна _.
2. Большинство медных монет содержат 95% меди, 4% олова и 1% цинка. Масса меди, необходимой для изготовления 1 кг медных монет, равна _.
Задания открытой и закрытой формы оценивают по балловой системе (1 балл – верно, 0 баллов – неверно).
Поскольку тесты на компетентность чаще всего критериально-ориентированные (В качестве критерия рассматриваются задания, умения и компетентности, которые должны быть сформированы у ученика), то показателем уровня сформированности компетентностей можно считать выполнение заданий теста на 60-70%. (в зависимости от уровня подготовки школьников).
Рассмотрим примеры задания практико-ориентированной направленности:
3.Определите массу монофторфосфата натрия, который содержится в тюбике зубной пасты массой 75г, если на упаковке указано: «содержание активного фтора 0,15%». Стоматологи рекомендуют для профилактики кариеса ежедневно использовать в виде зубной пасты примерно 1,5г активного фтора (фторид-иона, способного вступать в реакции ионного обмена с компонентами зубной эмали). Сколько тюбиков зубной пасты необходимо израсходовать в течении года, чтобы выполнить эту норму?
4. К сожалению, большинство людей чистят зубы недостаточно тщательно, не удаляя полностью налёт, в котором и размножаются бактерии. В связи с этим стоматологи проводят в школах уроки, на которых рассказывают о правильном уходе за зубами. Чтобы проверить, насколько хорошо очищены зубы, врач смазывает их спиртовым раствором йода или ярко-синим раствором красителя – метиленового синего. Если зубы очищены хорошо, они не окрашиваются, а если опасный налёт на зубах удалён не полностью, он мгновенно окрашивается в коричневый или синий цвет. Попробуйте объяснить с позиции химии, почему окрашиваются плохо очищенные зубы. Оцените состояние ваших зубов с помощью данного способа.
Понятие успеваемости и ее психолого-педагогическая характеристика
В настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости. Так, например, по данным Института возрастной физиологии РАО, свыше 70% учащихся испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, и таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении . М.М. Безрук ...
Практические аспекты организации и проведения
современного урока ФК в школе
Хорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения. Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения. Много внимания учитель уделяет планированию программного матери ...
Художественно-педагогический потенциал произведений народного
декоративно-прикладного искусства
Нынешний исторический период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческого и культурного наследия, плодотворное использование национального художественного опыт ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.