Образование » Развитие ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе общей химии » Цели и задачи курса общей химии

Цели и задачи курса общей химии

Страница 1

Химия как учебный предмет средней школы, наряду с другими предметами, формирует личность учащихся. Для достижения этой главной цели, стоящей перед школой, обучение химии ставит перед собой задачи, решение которых осуществляется с позиций единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Школьный курс химии должен ознакомить учащихся с основами наук, т.е.:

- обеспечить сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий, понятий, и методов химической науки;

- формировать научное мировоззрение и понимание того, что химическое образование как обязательный элемент культуры необходим каждому;

- воспитывать трудолюбие, нравственность, интерес к науке, бережное отношение к природе, понимание приоритета общечеловеческих ценностей;

- развивать мышление учащихся, их самостоятельность и творческую активность, обучать разнообразным видам учебной деятельности;

- обеспечивать знакомство с ведущими направлениями химизации народного хозяйства, с возрастающим значением химии;

- формировать практические умения и навыки, способствовать профориентации, готовить учащихся к сознательному выбору профессии.

Организация профильного обучения на старшей ступени средней школы требует дифференциации целей обучения химии.

В классах гуманитарного профиля в задачу обучения входит раскрытие роли и места химии в формировании естественнонаучной картины мира и в культурной жизни общества. Учитывается преобладание у учащихся этих классов образного мышления и склонности к обобщениям, подчеркивается гуманистическая сторона предмета.

Цели обучения химии в классах естественнонаучной направленности предусматривают углубленное изучение теории и понятий, усиление внимания к практической стороне предмета, целенаправленная подготовка к продолжению образования в вузах соответствующего профиля.

В физико-математических классах усиливается математическая компонента химии как точной науки.

В общеобразовательных классах более подробно развертываются с некоторыми дополнениями вопросы, изучавшиеся в основной школе (VIII—IX классах).

Современное содержание школьного курса химии получило научное обоснование в работах крупнейших отечественных методистов: В.Н.Верховского, П.П.Лебедева, Ю.В.Ходакова, С.Г.Шаповаленко, Л.А.Цветкова, И.Н.Черткова, Е.Е.Минченкова, А.Д.Смирнова, Г.И.Шелинского, Н.Е.Кузнецовой, В.П.Гаркунова.

Методические концепции разработки содержания школьного курса химии четко выражены у каждого из авторов школьных учебников по химии. Во всех курсах можно выделить определенный набор дидактических единиц, составляющих структуру курса.

1. Законы и теории. Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Атомно-молекулярное учение. Теория строения вещества. Теория электролитической диссоциации. Закономерности возникновения и протекания химических реакций (учение о скорости химических реакций и о химическом равновесии). Современная теория строения органических веществ. Постоянство состава и закон сохранения массы веществ при химических реакциях, закон Авогадро, закон сохранения и превращения энергии.

Основные системы понятий. Вещество. Химический элемент. Химическая реакция. Химическое производство.

Факты.

Методы химической науки.

Химия —наука экспериментально-теоретическая. Изучение веществ и процессов основано на анализе фактов, полученных в результате эксперимента, и их теоретическом объяснении и обобщении. Если факты можно объяснить на основе уже имеющихся законов и теорий, то они служат подкреплению этих законов и теорий. Но наиболее интересны факты, которые противоречат существующим теориям. И тогда поиск их объяснения приводит к открытию новых законов, созданию новых теорий. Такова логика химических открытий — в сочетании индуктивного (обобщение накопленных фактов) и дедуктивного (применение теорий и законов к объяснению фактов) путей исследования.

Чтобы объяснить факты ученые выдвигают гипотезы, которые проверяются экспериментом. Экспериментальные данные подтверждают гипотезу, она превращается в теорию. Атомно-молекулярное учение долгое время было гипотезой. Теория существует до тех пор, пока не накопятся многочисленные факты, противоречащие ей. Тогда возникает новая теория. Если теория объективно отражает явления окружающего мира, то она не опровергает прежнюю, а расширяет границы ее применения.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Школьное историческое образование и методика обучения истории в 20-годы
В октябре 1917 был образован Народный комиссариат по просвещению. 9 ноября государственная комиссия по просвещению. А Луначарский и М Покровский стали отрицать положительное значение исторического образования. Вместо гражданской истории предложено изучать историю труда и социологию. На 1 этапе (191 ...

Анализ показателей выразительности исполнения движений девочками 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой
В наших исследованиях уровень выразительности юных гимнасток оценивался по следующим показателям: динамичность, целостность, танцевальный характер, темп, метроритм, характер, динамика. Методика и организация измерения каждого показателя подробно изложены в главе II. Были созданы 2 группы детей: кон ...

Вступление ребенка в ответственную социальную жизнь
Центральным для понимания кризиса детства является изменение в сознании ребенка, а именно – становление его самосознания. В конце дошкольного и в начале школьного возраста происходит отчетливо выраженное формирование новой ступени психологического развития – персонализации различных деятельностных ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru