Процесс реформирования образовательной сферы происходит сразу по нескольким направлениям, в т.ч.:
- реформа общеобразовательной школы, включающая введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА), а также перевод школ на нормативно-подушевое финансирование и, как следствие, процесс объединения малокомплектных и сельских школ;
- реформа высшей школы, направленная на изменение принципов финансирования средних профессиональных учебных заведений - нормативное финансирование каждого бюджетного места, кроме того, происходящий процесс слияний и объединений университетов с целью повышения эффективности образовательного процесса, проводимый на основе ежегодного мониторинга эффективности деятельности средних профессиональных учебных заведений и их филиалов;
- реформа научной сферы, связанная с принятием Закона о Российской академии наук, в котором меняется статус академии и происходит перераспределение полномочий по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления у академии.
Образование в обществе является одним из основных источников экономического роста, социальной стабильности, необходимым условием модернизации экономики. Реализация системой образования своих функций элемента механизма трансформации экономики, инструмента роста и реализации интеллектуального и профессионального потенциала населения требует всесторонней оценки его эффективности.
Проблема оценки эффективности образовательных услуг имеет существенную практическую значимость применительно к услугам среднего профессионального образования. Эффективность образования принято рассматривать как производную от двух взаимосвязанных принципиальных частей.
Первая состоит из оценки внутреннего состояния услуги, что включает в себя педагогический персонал, программы, учащихся, инфраструктуру, внутреннюю и внешнюю среды, определяющие жизнь учебного заведения.
Вторая связана с уровнем интенсивности и характером спроса на образовательные услуги (оценка качества образовательной услуги способностью выпускников внедриться на рынок занятости и показателем «польза для общества») внутри отдельного региона.
Для определения понятия эффективности образовательных услуг приведём определение услуги и выделим её основные особенности.
Услуги - объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворения потребностей. Услуга представляет собой неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Основное предназначение услуг - удовлетворять изменяющиеся потребности населения. Именно в силу быстрого роста количества новых потребностей, сфера услуг в последние десятилетия претерпевает значительное развитие.
Образовательные услуги удовлетворяют личные (конечный потребитель), групповые (предприятия-работодатели) и общественные (государство) потребности.
Выделяют ряд особенностей услуг как таковых. Услуги, в том числе и образовательные, обладают пятью основными характеристиками: неосязаемость, неотделимость, непостоянство качества, недолговечность (несохраняемость) и отсутствие владения.
Неосязаемость услуги означает, что её нельзя продемонстрировать, до приобретения услугу невозможно оценить ее характеристики как потребленного продукта. Для обоснования принятия решения о приобретении услуги покупатели ищут «сигналы» качества услуги. В образовании это: образовательные программы, стандарты, субъективные оценки участников образовательного процесса и потребителей услуги. Неотделимость услуги означает, что её нельзя отделить от источника. Во-первых, преподаватель не может предоставить услугу, если в аудитории нет студентов. Вследствие того. Во-вторых, услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их в том смысле, что любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а. следовательно, изменить и спрос. Особенность образовательных услуг в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Третьей характерной особенностью неотделимости услуг является присутствие и участие в процессе их предоставления других потребителей. Непостоянство качества услуги означает, что её качество может очень сильно изменяться в зависимости от того, кто, когда, где и как её предоставляет. Непостоянство образовательной услуги имеет ещё одну причину - изменчивость «исходного материала», то есть обучающегося. Недолговечность услуги означает, что её нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Например, образовательное учреждение взимает плату со студента независимо от количества посещённых и пропущенных занятий.
Для образовательных услуг характерно, что учебная информация может быть подготовлена и сохранена в раздаточных материалах, книгах, на кассетах, электронных дисках. Однако следует подчеркнуть, что знания быстро устаревают в силу стремительного движения научно-технического прогресса.
Для образовательных услуг недолговечность имеет ещё два аспекта. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объёме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Всё это делает весьма актуальным дальнейшее сопровождение образовательных услуг уже в процессе трудовой деятельности выпускников и задаёт требование непрерывности образования.
Планирование учебно-воспитательной работы на уроке
Планируя задачи урока, необходимо тщательно подбирать эффективные средства их решения, вполне доступные занимающимся и выполнимые в данных условиях. Особенно важным при этом является выбор эффективных методических приемов обучения и организации, а также определение дозировки упражнения. Осмысливать ...
Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. Выделяют разные виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческ ...
Массаж в логопедической практике для лечения детей дошкольного возраста с
дизартрическими расстройствами
В данном параграфе остановимся на основных проблемах, которые могут наблюдаться при нарушении тонуса мышц артикуляционного аппарата, обусловленном дизартрией. Выделяют 2 этапа логопедического воздействия при дизартрии: - подготовительный этап, куда входит логопедический массаж. - этап формирования ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.