Общее недоразвитие речи — это нарушение полиэтиологическое. Оно может выступать как самостоятельная патология, так и может являться следствием других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия, задержка психического развития и других.
Современные подходы к разработке технологий развития речи опираются на такие науки, как языкознание и психолингвистика, при этом речь трактуется как деятельность, а язык рассматривается как система знаков, как средство или орудие этой деятельности.
Теоретико-методические концепции Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева раскрывают роль речи в формировании высших психических функций.
Для понимания механизма и сущности речевых нарушений важное значение имеют нейропсихологические исследования А.Р. Лурия и его последователей (Э.С. Бейн, Е.Д. Хомский, Л.С. Цветкова и др.). В работах А.Р. Лурия анализируется системное строение мозга и рассматривается роль каждой из системных единиц в осуществлении сложных форм психической деятельности, в том числе и речевой, как ее составляющей.
Овладение языковой системой перестраивает все остальные психические процессы у ребенка. Слово оказывается мощным фактором, качественно изменяющим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и опосредующим новые формы внимания, памяти, воображения, мышления.
Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми. Речь связана с коммуникативной, познавательной и регулятивной функциями, являясь, как утверждал Л.С. Выготский: « . первоначально средством общения между людьми, а затем орудием мышления и произвольной регуляции поведения».
Появление у ребенка фразовой речи важно потому, что только при сочетании слов в предложении по законам лексики грамматики родного языка речь может служить целям общения и познания действительности. Поэтому многие психологи считают, что « . в развитии речи ребенка наиболее существенным является вопрос об усвоении им лексико-грамматического строя родного языка».
Умение изложить мысли необходимой последовательности тесно связано с развитием логического мышления. Оно является одним из показателей подготовленности ребенка к обучению в школе.
Лексико-грамматическим строем языка дети овладевают чисто практически: двумя путями — на специальных занятиях по развитию речи и в процессе общения с взрослыми в повседневной жизни во время различных видов деятельности.
Под речевым общением понимается такая активность взаимодействующих людей, в ходе которой они с помощью знаков, в том числе и языковых, организуют свою совместную деятельность. В рамках речевой деятельности языковая и коммуникативная способности рассматриваются как высшие психические функции, которые в своем становлении детерминированы деятельностью.
Коммуникативная способность — более широкое понятие, чем языковая способность, поскольку включает в себя экстралингвистические факторы, а также подразумевает совпадение мотивационной и познавательной базы у субъектов общения. Проблема формирования коммуникативной способности для педагогики и логопедии очевидна. Она сложна и многомерна, поскольку включает в себя такие аспекты, как формирование навыков речевого общения в онтогенезе, зависимость их формирования от деятельности личности, соотношение процессов формирования языковой и коммуникативной способностей, зависимость реализации языковой способности от степени сформированности коммуникативной (при норме речевого развития и его патологии), становление языковой и коммуникативной способностей, как условие социальной адаптации личности и овладение ею культурой общества.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняет развитие его познавательной деятельности, снижет продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Виды нарушений осанки
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тел ...
Роль, место и значение плавания в структуре средств физического
воспитания
К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (такие как например труд и др.), безусловные рефлексы, массаж. ...
Классификация и структура мотивов
учения
Изучая учебную мотивацию, центральным вопросом становится вопрос о видах мотивов учения. Мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности. Существует несколько классификаций мотивов учения. По мнению Л.И. Божович, мотивы учен ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.