Также к нарушениям физического и нервно-психического развития может привести употребление алкоголя, наркотических средств, курение во время беременности.
Вместе с тем общее недоразвитие речи может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, а также вызвано психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с не резко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи. Этиологические факторы, вызывающие общее недоразвитие речи сложны и полиморфны.
Клинические виды общего недоразвития речи разнообразны. В классификации Б.М. Мастюковой выделяются три группы детей с ОНР.
Первая группа — несложный вариант ОНР. У детей локальные повреждения центральной нервной системы. В анамнезе этих детей чаще всего отсутствуют указания на патологическое протекание беременности и родов, лишь иногда наблюдается не резко выраженный токсикоз второй половины беременности или недлительная асфиксия в родах. В этих случаях отмечают недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям. С психологической точки зрения, у этих детей отмечается общая эмоционально-волевая незрелость, несформированность регуляции произвольной деятельности.
У детей наблюдается недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности динамической организации движений.
Вторая группа — общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов.
Это осложненный вариант ОНР. Здесь имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.
При тщательном обследовании детей второй группы выявляется выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении мозговых структур.
В этой группе, по мнению Е.М. Мастюковой, наиболее частыми являются следующие синдромы:
— Гипертензионно-гидроцефвальньий синдром, который характеризуется повышенным внутричерепным давлением, увеличением размера головы, расширением венозной сети в области висков. У детей с данным синдромом наблюдается быстрая истощаемость, повышенная возбудимость, расторможенность, раздражительность, частые головные боли, головокружения.
— Церебрастенический синдром характеризуется повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением внимания, памяти. Церебрастенический синдром в одних случаях проявляется на фоне эмоционального и двигательного беспокойства, в других сопровождается вялостью, заторможенностью, пассивностью.
— Синдромы двигательных расстройств, проявляются в изменении мышечного тонуса, в нарушении координации движений, в нарушении координации движений, в несформированности общей, тонкой ручной, а также артикуляционной моторики, что в свою очередь проявляется в виде тремора, синкинезий, насильственных движений, легких парезов, спастичности, характеризующих стертую форму дизартрии.
Для детей второй группы характерна недостаточность гнозиса, праксиса, гнозопраксиса.
Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в эмоциональной лабильности, в поверхности эмоций, в недостаточности волевых процессов.
В школьном возрасте наряду с нарушениями чтения и письма выявляются затруднения в понятии числа, порядковым счетом, счетными операциями.
Третья группа — дети с алалией (в основном моторная алалия).
В настоящее время этиология алалии соотносится с поражением речевых зон, как левого, так и правого полушария. У детей с моторной алалией имеет место сложные дизонтогенетические-энцефалопатические нарушения. Клинические и эцефалографические исследования показывают, что у детей с алалией имеются не только локальные поражения коры головного мозга, но и поражение его подкорковых структур.
Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов
Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличия и в методике обучения выполнению разметки, рубки, резания и других трудовых операций. Вместе с тем, обучая любой трудовой операции, я исхожу из единых требований и руководствуюсь рядом общих дидактических положений. Так, при подг ...
Педагоги-современники
"Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают: Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение со ...
Современные подходы к работе над произведениями устного народного
творчества в начальной школе
Многие специалисты - филологи, любители русской словесности, озабочены резко усиливающимися англоязычными влияниями. Второй - фактор это суждение влияния русского языка в мире, в странах ближнего и дальнего зарубежья, а, следовательно, снижения уважения к русскому языку в мире и в самой России. Для ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.