Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Понятие общего недоразвития речи в историческом и современном аспектах

Понятие общего недоразвития речи в историческом и современном аспектах

Страница 4

Также к нарушениям физического и нервно-психического развития может привести употребление алкоголя, наркотических средств, курение во время беременности.

Вместе с тем общее недоразвитие речи может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, а также вызвано психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с не резко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи. Этиологические факторы, вызывающие общее недоразвитие речи сложны и полиморфны.

Клинические виды общего недоразвития речи разнообразны. В классификации Б.М. Мастюковой выделяются три группы детей с ОНР.

Первая группа — несложный вариант ОНР. У детей локальные повреждения центральной нервной системы. В анамнезе этих детей чаще всего отсутствуют указания на патологическое протекание беременности и родов, лишь иногда наблюдается не резко выраженный токсикоз второй половины беременности или недлительная асфиксия в родах. В этих случаях отмечают недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям. С психологической точки зрения, у этих детей отмечается общая эмоционально-волевая незрелость, несформированность регуляции произвольной деятельности.

У детей наблюдается недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности динамической организации движений.

Вторая группа — общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов.

Это осложненный вариант ОНР. Здесь имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.

При тщательном обследовании детей второй группы выявляется выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении мозговых структур.

В этой группе, по мнению Е.М. Мастюковой, наиболее частыми являются следующие синдромы:

— Гипертензионно-гидроцефвальньий синдром, который характеризуется повышенным внутричерепным давлением, увеличением размера головы, расширением венозной сети в области висков. У детей с данным синдромом наблюдается быстрая истощаемость, повышенная возбудимость, расторможенность, раздражительность, частые головные боли, головокружения.

— Церебрастенический синдром характеризуется повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением внимания, памяти. Церебрастенический синдром в одних случаях проявляется на фоне эмоционального и двигательного беспокойства, в других сопровождается вялостью, заторможенностью, пассивностью.

— Синдромы двигательных расстройств, проявляются в изменении мышечного тонуса, в нарушении координации движений, в нарушении координации движений, в несформированности общей, тонкой ручной, а также артикуляционной моторики, что в свою очередь проявляется в виде тремора, синкинезий, насильственных движений, легких парезов, спастичности, характеризующих стертую форму дизартрии.

Для детей второй группы характерна недостаточность гнозиса, праксиса, гнозопраксиса.

Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в эмоциональной лабильности, в поверхности эмоций, в недостаточности волевых процессов.

В школьном возрасте наряду с нарушениями чтения и письма выявляются затруднения в понятии числа, порядковым счетом, счетными операциями.

Третья группа — дети с алалией (в основном моторная алалия).

В настоящее время этиология алалии соотносится с поражением речевых зон, как левого, так и правого полушария. У детей с моторной алалией имеет место сложные дизонтогенетические-энцефалопатические нарушения. Клинические и эцефалографические исследования показывают, что у детей с алалией имеются не только локальные поражения коры головного мозга, но и поражение его подкорковых структур.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Проблемы формирования пунктуационных умений младших школьников в практике современной начальной школы
Обучение детей в младших классах является начальным этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил постановки знаков препинания. Из знаков препинания в начальных классах изучаются: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Причем, запятая уп ...

Методика «Диагностика экологических знаний дошкольников»
Задание 1 (проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных. Оборудование. Три большие карты, первая разделена натри части (хозяйственный двор лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви д ...

Функции методики обучения истории как науки
Существует образное определение методики как надёжного «моста от теории к практике». Чрезвычайно важная функция любой науки – выразить свое отношение к опыту, к решённым и особенно нерешённым проблемам образования в ракурсе своего собственного, специфического аспектного видения. В этом смысле любая ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru