Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Понятие общего недоразвития речи в историческом и современном аспектах

Понятие общего недоразвития речи в историческом и современном аспектах

Страница 3

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации): моторной и сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии.

В этиологии ОНР выделяются разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции и интоксикации матери во время беременности, не совместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальньие заболевания ЦНС и травмы мозга впервые годы жизни ребенка и др.

Вместе с тем недоразвитие речи может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией в сенситивные периоды развития речи. Во многих случаях общего недоразвития речи является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), неблагоприятного социального окружения.

Наиболее стойким и сложным является ОНР, обусловленное ранним органическим поражением мозга.

Е.М. Мастюкова придает особое значение в этиологии ОНР перинатальной энцефалопатии, которая может быть гипоксической (вследствие внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах), травматической (вследствие механической родовой травмы), билирубиновой (вследствие несовместимости крови матери и плода по резус-фактору и групповой принадлежности).

При общем недоразвитии наблюдается позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, а также вторично замедленный темп развития сенсорных и интеллектуальных процессов. Речь детей мало понятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У детей отстает в развитии словесно-логическое мышление, они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Трудности, имеющиеся у таких детей, сказываются на всех формах общения и межличностного взаимодействия.

У многих детей наблюдается повышенный уровень тревожности, который колеблется в зависимости от изменения условий. Ощущение неуверенности в себе приводит к тому, что дети постоянно нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке. Для многих характерна сильная зависимость от мнения других. В тоже время у детей можно наблюдать агрессивные реакции, когда при осуществлении какого-либо задания они встречают препятствия.

Для многих детей с общим недоразвитием речи характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, в излишней двигательной активности: ребенок производит множество движений ногами, руками, вертится, не может длительное время сидеть спокойно, другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью.

Среди причин, способствующих возникновению недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также влияние окружающей среды. Они могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка.

При неблагоприятных условиях в течение всей внутриутробной жизни может иметь место недоразвитие всего мозга в целом, с более выраженным поражением отдельных мозговых структур, это обусловливает возникновение сложного дефекта, например, олигофрении с моторной алалией или сильно выраженным общим недоразвитием речи.

Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредных факторов обычно возникает в период раннего эмбриогенеза.

Наиболее обширные изменения структуры головного мозга на 3-4 месяце внутриутробного развития, то есть в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В этот период наиболее интенсивно развиваются лобные доли левого полушария.

Среди причин наиболее частыми являются: инфекции и интоксикации матери во время беременности, токсикозы, нарушение обмена веществ во время беременности, не совместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, родовая травма, асфиксия, заболевания ЦНС (нейроинфекции) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Оценка сформированности ключевых компетентностей
При разработке системы измерений ключевых компетентностей целесообразно применять различные средства, выбор которых зависит от поставленных целей и задач. Практика показывает, что следует отказаться от традиционных систем контроля, чаще используя деятельностные методы оценивания. К наиболее эффекти ...

Общие методические требования к занятиям
Занятия проводятся с группой по 10-15 детей. - продолжительность занятия – 30 минут. - на каждом занятии надо создавать положительный эмоциональный фон, чаще предлагать детям игровые задания и вводить музыкальное сопровождение. - занятие должно состоять из 3 частей: вводной, основной, заключительно ...

Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля
Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира, москвоведения), так и во внеклассной работе. Методы ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru