Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Понятие общего недоразвития речи в историческом и современном аспектах

Понятие общего недоразвития речи в историческом и современном аспектах

Страница 3

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации): моторной и сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии.

В этиологии ОНР выделяются разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции и интоксикации матери во время беременности, не совместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальньие заболевания ЦНС и травмы мозга впервые годы жизни ребенка и др.

Вместе с тем недоразвитие речи может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией в сенситивные периоды развития речи. Во многих случаях общего недоразвития речи является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), неблагоприятного социального окружения.

Наиболее стойким и сложным является ОНР, обусловленное ранним органическим поражением мозга.

Е.М. Мастюкова придает особое значение в этиологии ОНР перинатальной энцефалопатии, которая может быть гипоксической (вследствие внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах), травматической (вследствие механической родовой травмы), билирубиновой (вследствие несовместимости крови матери и плода по резус-фактору и групповой принадлежности).

При общем недоразвитии наблюдается позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, а также вторично замедленный темп развития сенсорных и интеллектуальных процессов. Речь детей мало понятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У детей отстает в развитии словесно-логическое мышление, они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Трудности, имеющиеся у таких детей, сказываются на всех формах общения и межличностного взаимодействия.

У многих детей наблюдается повышенный уровень тревожности, который колеблется в зависимости от изменения условий. Ощущение неуверенности в себе приводит к тому, что дети постоянно нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке. Для многих характерна сильная зависимость от мнения других. В тоже время у детей можно наблюдать агрессивные реакции, когда при осуществлении какого-либо задания они встречают препятствия.

Для многих детей с общим недоразвитием речи характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, в излишней двигательной активности: ребенок производит множество движений ногами, руками, вертится, не может длительное время сидеть спокойно, другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью.

Среди причин, способствующих возникновению недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также влияние окружающей среды. Они могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка.

При неблагоприятных условиях в течение всей внутриутробной жизни может иметь место недоразвитие всего мозга в целом, с более выраженным поражением отдельных мозговых структур, это обусловливает возникновение сложного дефекта, например, олигофрении с моторной алалией или сильно выраженным общим недоразвитием речи.

Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредных факторов обычно возникает в период раннего эмбриогенеза.

Наиболее обширные изменения структуры головного мозга на 3-4 месяце внутриутробного развития, то есть в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В этот период наиболее интенсивно развиваются лобные доли левого полушария.

Среди причин наиболее частыми являются: инфекции и интоксикации матери во время беременности, токсикозы, нарушение обмена веществ во время беременности, не совместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, родовая травма, асфиксия, заболевания ЦНС (нейроинфекции) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Резюме
Приведенная выше характеристика детей 6-8 лет, а также раскрытие применения игрового метода и различных музыкальных игр позволяют предположить возможным использование специально подобранных музыкальных игр для воспитания выразительности юных гимнасток. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, чт ...

Использование технологий личностно-ориентированного обучения
Урок – основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому со ...

Пути активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении математики
Развитие познавательной деятельности у младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности – учения, и осуществляется на протяжении всего младшего возраста. Оптимальные условия для овладения знаниями каждым учеником и для развития каждого ученика могут возникнуть то ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru