Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Экспериментальное исследование лексической стороны речи детей с ОНР

Экспериментальное исследование лексической стороны речи детей с ОНР

Страница 1

Экспериментальное изучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей с нормальной речью проводилось в несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, его целью было изучение уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проблема исследования, избранная для дипломной работы, непосредственно связана с изучением специфики лексической организации различной по степени сложности речевой продукции детей дошкольного возраста с нарушениями речи, поиском путей и методов формирования у них элементарных лексико-грамматических представлений.

Целью констатирующего эксперимента явилось обследование уровня сформированности элементарных лексических представлений и соответствующих им операций со знаками языка.

Задачи констатирующего эксперимента:

Апробировать вариант методики обследования элементарных лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи с целью определения уровня их языкового развития.

Выявить специфические закономерности лексико-грамматической организации речевых высказываний на уровне (словосочетания и предложения) у детей с ОНР, определить типологию присущих им лексических затруднений и нарушений.

Обосновать методический аспект коррекционно-педагогического воздействия, направленного на формирование лексического звена речепорождающего механизма у детей с общим недоразвитием речи.

Организация экспериментального исследования

В ходе экспериментального исследования были использованы следующие методы: наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения; изучение медико-педагогической документации; исследование состояния лексического строя речи с помощью серии заданий.

На каждого ребенка велась карта индивидуальных исследований.

Исследование проводилось в утренние часы, в изолированном помещении.

Исследование сформированности лексики включало в себя:

- обследование сформированности пассивного и активного словаря;

- обследование семантической структуры слова и лексической системности;

- обследование навыков словообразования.

Характеристика обследуемой группы детей

Экспериментальным изучением были охвачены дети с нормальным речевым развитием и дети с ОНР, которые обучались в логопедической группе.

В экспериментальном исследовании приняло участие 15 детей с нормальной речью и 15 детей с общим недоразвитием речи.

Исследование проводилось в детском саду комбинированного вида № 41 г. Воскресенска Московской области.

В экспериментальную группу вошли 15 детей с ОНР III уровня

Таблица

Фамилия и имя ребенка

Дата рождения

Диагноз

1.

Дмитрий А.

5 октября

ОНР

2.

Сергей Б.

31 января

ОНР

3.

Екатерина Б.

23 апреля

ОНР

4.

Александр Е.

11 июня

ОНР

5.

Любовь Д.

15 июня

ОНР

6.

Никита И.

1 февраля

ОНР

7.

Валентина К.

17 декабря

ОНР

8.

Владислав К.

18 января

ОНР

9.

Сюзи З.

28 февраля

ОНР

10.

Анна М.

14 сентября

ОНР

11.

Михаил М.

20 января

ОНР

12.

Кирилл М.

30 декабря

ОНР

13.

Кирилл К.

27 августа

ОНР

14.

Мария П.

19 мая

ОНР

15.

Марина Я.

9 мая

ОНР

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Значение физической культуры в школьный период жизни
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса молодежи
Одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой коллектив мбу кдо «праздник» является создание условий для организации экспериментальной базы развития всей сферы досуга. поэтому, приступая в январе 2010 г. к планированию видов деятельности, мбу дко организовал многоаспектный анализ досуговы ...

Планирование учебно-воспитательного процесса на учебную четверть
Поурочный четвертной план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового графика прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях и должен включать в себя следующие обязат ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru