Экспериментальное изучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей с нормальной речью проводилось в несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, его целью было изучение уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проблема исследования, избранная для дипломной работы, непосредственно связана с изучением специфики лексической организации различной по степени сложности речевой продукции детей дошкольного возраста с нарушениями речи, поиском путей и методов формирования у них элементарных лексико-грамматических представлений.
Целью констатирующего эксперимента явилось обследование уровня сформированности элементарных лексических представлений и соответствующих им операций со знаками языка.
Задачи констатирующего эксперимента:
Апробировать вариант методики обследования элементарных лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи с целью определения уровня их языкового развития.
Выявить специфические закономерности лексико-грамматической организации речевых высказываний на уровне (словосочетания и предложения) у детей с ОНР, определить типологию присущих им лексических затруднений и нарушений.
Обосновать методический аспект коррекционно-педагогического воздействия, направленного на формирование лексического звена речепорождающего механизма у детей с общим недоразвитием речи.
Организация экспериментального исследования
В ходе экспериментального исследования были использованы следующие методы: наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения; изучение медико-педагогической документации; исследование состояния лексического строя речи с помощью серии заданий.
На каждого ребенка велась карта индивидуальных исследований.
Исследование проводилось в утренние часы, в изолированном помещении.
Исследование сформированности лексики включало в себя:
- обследование сформированности пассивного и активного словаря;
- обследование семантической структуры слова и лексической системности;
- обследование навыков словообразования.
Характеристика обследуемой группы детей
Экспериментальным изучением были охвачены дети с нормальным речевым развитием и дети с ОНР, которые обучались в логопедической группе.
В экспериментальном исследовании приняло участие 15 детей с нормальной речью и 15 детей с общим недоразвитием речи.
Исследование проводилось в детском саду комбинированного вида № 41 г. Воскресенска Московской области.
В экспериментальную группу вошли 15 детей с ОНР III уровня
Таблица
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Дата рождения |
Диагноз |
1. |
Дмитрий А. |
5 октября |
ОНР |
2. |
Сергей Б. |
31 января |
ОНР |
3. |
Екатерина Б. |
23 апреля |
ОНР |
4. |
Александр Е. |
11 июня |
ОНР |
5. |
Любовь Д. |
15 июня |
ОНР |
6. |
Никита И. |
1 февраля |
ОНР |
7. |
Валентина К. |
17 декабря |
ОНР |
8. |
Владислав К. |
18 января |
ОНР |
9. |
Сюзи З. |
28 февраля |
ОНР |
10. |
Анна М. |
14 сентября |
ОНР |
11. |
Михаил М. |
20 января |
ОНР |
12. |
Кирилл М. |
30 декабря |
ОНР |
13. |
Кирилл К. |
27 августа |
ОНР |
14. |
Мария П. |
19 мая |
ОНР |
15. |
Марина Я. |
9 мая |
ОНР |
Олимпийский фонд школы
Одной из важнейших задач школы следует считать изменение подхода к понятию «одаренность». Сейчас принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности, и это правильно и очень хорошо. Но не менее важно относиться к обычному ученику как к одаренному. Это совершенно меняет дело. В ...
Механизм психологического
воздействия непредметного рисования на ребенка
Символический язык рисования и изобразительного искусства в целом наиболее подходит для выражения содержаний, того, что классики психоанализа называли личным и коллективным бессознательным. Очевидно, что данные идеи отражают неклинические аспекты аналитической психологии и психоанализа, связанные с ...
Особенности образовательных услуг
Процесс реформирования образовательной сферы происходит сразу по нескольким направлениям, в т.ч.: - реформа общеобразовательной школы, включающая введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА), а также перевод школ на нормативно-подушевое финансирование ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.