Экспериментальное изучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей с нормальной речью проводилось в несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, его целью было изучение уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проблема исследования, избранная для дипломной работы, непосредственно связана с изучением специфики лексической организации различной по степени сложности речевой продукции детей дошкольного возраста с нарушениями речи, поиском путей и методов формирования у них элементарных лексико-грамматических представлений.
Целью констатирующего эксперимента явилось обследование уровня сформированности элементарных лексических представлений и соответствующих им операций со знаками языка.
Задачи констатирующего эксперимента:
Апробировать вариант методики обследования элементарных лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи с целью определения уровня их языкового развития.
Выявить специфические закономерности лексико-грамматической организации речевых высказываний на уровне (словосочетания и предложения) у детей с ОНР, определить типологию присущих им лексических затруднений и нарушений.
Обосновать методический аспект коррекционно-педагогического воздействия, направленного на формирование лексического звена речепорождающего механизма у детей с общим недоразвитием речи.
Организация экспериментального исследования
В ходе экспериментального исследования были использованы следующие методы: наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения; изучение медико-педагогической документации; исследование состояния лексического строя речи с помощью серии заданий.
На каждого ребенка велась карта индивидуальных исследований.
Исследование проводилось в утренние часы, в изолированном помещении.
Исследование сформированности лексики включало в себя:
- обследование сформированности пассивного и активного словаря;
- обследование семантической структуры слова и лексической системности;
- обследование навыков словообразования.
Характеристика обследуемой группы детей
Экспериментальным изучением были охвачены дети с нормальным речевым развитием и дети с ОНР, которые обучались в логопедической группе.
В экспериментальном исследовании приняло участие 15 детей с нормальной речью и 15 детей с общим недоразвитием речи.
Исследование проводилось в детском саду комбинированного вида № 41 г. Воскресенска Московской области.
В экспериментальную группу вошли 15 детей с ОНР III уровня
Таблица
|
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Дата рождения |
Диагноз |
|
1. |
Дмитрий А. |
5 октября |
ОНР |
|
2. |
Сергей Б. |
31 января |
ОНР |
|
3. |
Екатерина Б. |
23 апреля |
ОНР |
|
4. |
Александр Е. |
11 июня |
ОНР |
|
5. |
Любовь Д. |
15 июня |
ОНР |
|
6. |
Никита И. |
1 февраля |
ОНР |
|
7. |
Валентина К. |
17 декабря |
ОНР |
|
8. |
Владислав К. |
18 января |
ОНР |
|
9. |
Сюзи З. |
28 февраля |
ОНР |
|
10. |
Анна М. |
14 сентября |
ОНР |
|
11. |
Михаил М. |
20 января |
ОНР |
|
12. |
Кирилл М. |
30 декабря |
ОНР |
|
13. |
Кирилл К. |
27 августа |
ОНР |
|
14. |
Мария П. |
19 мая |
ОНР |
|
15. |
Марина Я. |
9 мая |
ОНР |
Организация экскурсии
Учитель заранее договаривается с администрацией музея о предстоящей экскурсии. За неделю в классе (кабинете биологии) учитель вывешивает объявление, в котором указаны: дата проведения экскурсии, время и место сбора, стоимость экскурсионного билета; список ученических групп, которые будут работать н ...
Общее понятие о способностях
Интерес к проблеме способностей проявляли еще выдающиеся педагоги прошлого. Так Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" не раз выступает против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон и тем обезличивает их. На исключительную важность учета индивидуальных особенностей челове ...
Гуманизация образования
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности быти ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.