Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Экспериментальное исследование лексической стороны речи детей с ОНР

Экспериментальное исследование лексической стороны речи детей с ОНР

Страница 5

Из таблицы 4 видно, что только 2 ребенка с ОНР имеют «высокий» уровень сформированности навыков словообразования, «средний» уровень — 7 детей и «низкий» — 6 детей.

Это свидетельствует о том, что дети с ОНР испытывают трудности в процессе словообразования.

Следует отметить, что детям со «средним» и «низким» уровнями была необходима помощь в выполнении отдельных заданий. детям была нужна помощь при выполнении заданий на образование относительных прилагательных от имен существительных, образовании притяжательных прилагательных, уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.

При образовании притяжательных прилагательных от имен существительных, характерной особенность было то, что дети заменяли данное словосочетание на существительное с предлогом. При образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами допускались ошибки: таз — тазочек, ухо — ухочко.

В то же время дети контрольной группы успешно справились со всеми предложенными заданиями. В единичных случаях дети нуждались в наводящих вопросах.

Исходя из данных обследования, как детям с ОНР, так и детям контрольной группы, также нужна была помощь в выполнении отдельных заданий.

Приведенный выше процентный показатель свидетельствует о том, что дети с ОНР имеют большее затруднение при словообразовании, по сравнению с детьми контрольной группы.

Анализ речи детей с общим недоразвитием речи обнаружил у них ограниченность словарного запаса, как активного так и пассивного. Также были выявлены нарушения в овладении словообразовательными навыками. У этих детей выявились затруднения как в образовании частей речи, так и в их комбинировании при построении речевых высказываний.

Анализ полученных нами экспериментальных данных позволяет говорить о несформированности тех языковых операций, в процессе которых происходит накопление словарного запаса, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.

Уровень выполнения экспериментальных заданий в каждом из разделов обследования определялся нами на основе комплексно-дифференциальной диагностической оценки выполнения заданий.

Общие данные о сформированности лексики и соответствующих им лексических операций представлены в таблице 5 и диаграмме.

Таблица 5. Данные об общем уровне сформированности лексического строя речи (но данным констатирующего исследования)

Уровни выполнения

заданий

Исследуемая группа детей

Дети с ОНР

Дети контрольной группы

Высокий

2 чел. (13.3%)

13 чел. (86.7%)

Средний

7 чел. (46.7%)

2 чел. (13.3%)

Низкий

6 чел. (40%)

-

Из таблицы 5 видно, что «высокий» в целом соответствующий возрастной норме уровень сформированности лексики отмечен только у 2 детей (13,3%) экспериментальной группы, «средний» у 7 детей (46,7%), «низкий» — у 6 детей (40%) основой исследуемой группы.

Это свидетельствует о том, что дети с общим недоразвитием речи имеют достаточно выраженные затруднения при использовании всех языковых структур.

Дети контрольной группы показали гораздо более высокие результаты: «высокий» уровень был выявлен у 13 человек (86,7%), «средний» - у 2-х детей (13,3%).

По данным экспериментального исследования видно, что у детей с ОНР результаты по обследуемым разделам гораздо ниже, чем у детей с нормальной речью. Преобладающий общий уровень владения лексическим строем речи у детей с общим недоразвитием речи экспериментальной группы оказался «средним» (46,7%), а у детей контрольной группы «высоким» (86,7%).

Результаты констатирующего эксперимента

Рис.

Анализируя данные констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что с детьми с ОНР необходимо проводить специально организованную коррекционную логопедическую работу с опорой на вербальный материал; необходимо также учитывать личностно-психологические особенности детей и уровень речевого развития. Детям с общин недоразвитием необходима коррекционная помощь по всем разделам формирования лексики, а детей с нормальным речевым развитием надо только контролировать и стимулировать, проводить речевые игры и давать дополнительные задания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Традиции использования фантазии, образов и сказочных текстов в процессе обучения младших школьников
Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествовани ...

Общее понятие о способностях
Интерес к проблеме способностей проявляли еще выдающиеся педагоги прошлого. Так Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" не раз выступает против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон и тем обезличивает их. На исключительную важность учета индивидуальных особенностей челове ...

Динамика развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста
Целью данного этапа было выявление динамики развития уровня развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста. Для этого мы повторно провели диагностику сформированности представлений о величине у дошкольников. В результате эксперимента мы выявили положительную динамику в разв ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru