Из таблицы 4 видно, что только 2 ребенка с ОНР имеют «высокий» уровень сформированности навыков словообразования, «средний» уровень — 7 детей и «низкий» — 6 детей.
Это свидетельствует о том, что дети с ОНР испытывают трудности в процессе словообразования.
Следует отметить, что детям со «средним» и «низким» уровнями была необходима помощь в выполнении отдельных заданий. детям была нужна помощь при выполнении заданий на образование относительных прилагательных от имен существительных, образовании притяжательных прилагательных, уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.
При образовании притяжательных прилагательных от имен существительных, характерной особенность было то, что дети заменяли данное словосочетание на существительное с предлогом. При образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами допускались ошибки: таз — тазочек, ухо — ухочко.
В то же время дети контрольной группы успешно справились со всеми предложенными заданиями. В единичных случаях дети нуждались в наводящих вопросах.
Исходя из данных обследования, как детям с ОНР, так и детям контрольной группы, также нужна была помощь в выполнении отдельных заданий.
Приведенный выше процентный показатель свидетельствует о том, что дети с ОНР имеют большее затруднение при словообразовании, по сравнению с детьми контрольной группы.
Анализ речи детей с общим недоразвитием речи обнаружил у них ограниченность словарного запаса, как активного так и пассивного. Также были выявлены нарушения в овладении словообразовательными навыками. У этих детей выявились затруднения как в образовании частей речи, так и в их комбинировании при построении речевых высказываний.
Анализ полученных нами экспериментальных данных позволяет говорить о несформированности тех языковых операций, в процессе которых происходит накопление словарного запаса, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.
Уровень выполнения экспериментальных заданий в каждом из разделов обследования определялся нами на основе комплексно-дифференциальной диагностической оценки выполнения заданий.
Общие данные о сформированности лексики и соответствующих им лексических операций представлены в таблице 5 и диаграмме.
Таблица 5. Данные об общем уровне сформированности лексического строя речи (но данным констатирующего исследования)
Уровни выполнения заданий |
Исследуемая группа детей | |
Дети с ОНР |
Дети контрольной группы | |
Высокий |
2 чел. (13.3%) |
13 чел. (86.7%) |
Средний |
7 чел. (46.7%) |
2 чел. (13.3%) |
Низкий |
6 чел. (40%) |
- |
Из таблицы 5 видно, что «высокий» в целом соответствующий возрастной норме уровень сформированности лексики отмечен только у 2 детей (13,3%) экспериментальной группы, «средний» у 7 детей (46,7%), «низкий» — у 6 детей (40%) основой исследуемой группы.
Это свидетельствует о том, что дети с общим недоразвитием речи имеют достаточно выраженные затруднения при использовании всех языковых структур.
Дети контрольной группы показали гораздо более высокие результаты: «высокий» уровень был выявлен у 13 человек (86,7%), «средний» - у 2-х детей (13,3%).
По данным экспериментального исследования видно, что у детей с ОНР результаты по обследуемым разделам гораздо ниже, чем у детей с нормальной речью. Преобладающий общий уровень владения лексическим строем речи у детей с общим недоразвитием речи экспериментальной группы оказался «средним» (46,7%), а у детей контрольной группы «высоким» (86,7%).
Результаты констатирующего эксперимента
Рис.
Анализируя данные констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что с детьми с ОНР необходимо проводить специально организованную коррекционную логопедическую работу с опорой на вербальный материал; необходимо также учитывать личностно-психологические особенности детей и уровень речевого развития. Детям с общин недоразвитием необходима коррекционная помощь по всем разделам формирования лексики, а детей с нормальным речевым развитием надо только контролировать и стимулировать, проводить речевые игры и давать дополнительные задания.
Понятие дизартрии и характеристика форм дизартрии
В этом параграфе будут рассмотрены формы, этиология, классификация и симптоматика дизартрических расстройств. Краткие сведения о формах дизартрии Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно про ...
Урок как основная форма учебно-воспитательной
работы в современной школе
«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественно полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок», - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы. Это указание в полной мере ...
Педагогические теории эпохи Просвещения
Педагогические идеи конца XVII – начала XVIII в. исходят из необходимости изменения воспитания на основе реализации «естественных прав» человека – свободы, равенства, братства – путем просвещения. Так, английский философ, просветитель и государственный деятель Джон Локк (1632–1704), получивший блес ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.