Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Экспериментальное исследование лексической стороны речи детей с ОНР

Экспериментальное исследование лексической стороны речи детей с ОНР

Страница 5

Из таблицы 4 видно, что только 2 ребенка с ОНР имеют «высокий» уровень сформированности навыков словообразования, «средний» уровень — 7 детей и «низкий» — 6 детей.

Это свидетельствует о том, что дети с ОНР испытывают трудности в процессе словообразования.

Следует отметить, что детям со «средним» и «низким» уровнями была необходима помощь в выполнении отдельных заданий. детям была нужна помощь при выполнении заданий на образование относительных прилагательных от имен существительных, образовании притяжательных прилагательных, уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.

При образовании притяжательных прилагательных от имен существительных, характерной особенность было то, что дети заменяли данное словосочетание на существительное с предлогом. При образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами допускались ошибки: таз — тазочек, ухо — ухочко.

В то же время дети контрольной группы успешно справились со всеми предложенными заданиями. В единичных случаях дети нуждались в наводящих вопросах.

Исходя из данных обследования, как детям с ОНР, так и детям контрольной группы, также нужна была помощь в выполнении отдельных заданий.

Приведенный выше процентный показатель свидетельствует о том, что дети с ОНР имеют большее затруднение при словообразовании, по сравнению с детьми контрольной группы.

Анализ речи детей с общим недоразвитием речи обнаружил у них ограниченность словарного запаса, как активного так и пассивного. Также были выявлены нарушения в овладении словообразовательными навыками. У этих детей выявились затруднения как в образовании частей речи, так и в их комбинировании при построении речевых высказываний.

Анализ полученных нами экспериментальных данных позволяет говорить о несформированности тех языковых операций, в процессе которых происходит накопление словарного запаса, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.

Уровень выполнения экспериментальных заданий в каждом из разделов обследования определялся нами на основе комплексно-дифференциальной диагностической оценки выполнения заданий.

Общие данные о сформированности лексики и соответствующих им лексических операций представлены в таблице 5 и диаграмме.

Таблица 5. Данные об общем уровне сформированности лексического строя речи (но данным констатирующего исследования)

Уровни выполнения

заданий

Исследуемая группа детей

Дети с ОНР

Дети контрольной группы

Высокий

2 чел. (13.3%)

13 чел. (86.7%)

Средний

7 чел. (46.7%)

2 чел. (13.3%)

Низкий

6 чел. (40%)

-

Из таблицы 5 видно, что «высокий» в целом соответствующий возрастной норме уровень сформированности лексики отмечен только у 2 детей (13,3%) экспериментальной группы, «средний» у 7 детей (46,7%), «низкий» — у 6 детей (40%) основой исследуемой группы.

Это свидетельствует о том, что дети с общим недоразвитием речи имеют достаточно выраженные затруднения при использовании всех языковых структур.

Дети контрольной группы показали гораздо более высокие результаты: «высокий» уровень был выявлен у 13 человек (86,7%), «средний» - у 2-х детей (13,3%).

По данным экспериментального исследования видно, что у детей с ОНР результаты по обследуемым разделам гораздо ниже, чем у детей с нормальной речью. Преобладающий общий уровень владения лексическим строем речи у детей с общим недоразвитием речи экспериментальной группы оказался «средним» (46,7%), а у детей контрольной группы «высоким» (86,7%).

Результаты констатирующего эксперимента

Рис.

Анализируя данные констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что с детьми с ОНР необходимо проводить специально организованную коррекционную логопедическую работу с опорой на вербальный материал; необходимо также учитывать личностно-психологические особенности детей и уровень речевого развития. Детям с общин недоразвитием необходима коррекционная помощь по всем разделам формирования лексики, а детей с нормальным речевым развитием надо только контролировать и стимулировать, проводить речевые игры и давать дополнительные задания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Экспериментальное исследование процесса развития творческих способностей в подростковом возрасте в условиях клуба авторской песни
В главе представлен экспериментальный материал, раскрывающий педагогические условия успешного развития творческих способностей подростков средствами, стимулирующими и побуждающими к музыкально - творческой и словесно - творческой деятельности. Как было отмечено в первой главе, творчество является с ...

Игры в воде с дошкольниками
Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Плескаясь и играя на мелком месте, младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в нее, передвигаться уверенно и без напряжения. Иг ...

Формы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающих детей с нарушением слуха
В.В. Ткачева (1999) выделяет следующие формы психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с проблемами в развитии, воздействуя средствами педагогики: – демонстрация родителям (матери) приемов работы с ребенком; – конспектирование матерью уроков, проводимых психологом; – выполнение до ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru