Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Экспериментальное исследование лексической стороны речи детей с ОНР

Экспериментальное исследование лексической стороны речи детей с ОНР

Страница 2

Методика констатирующего эксперимента

Констатирующая часть исследования включала в себя следующее:

- изучение контингента детей с речевой патологией, которые обучались в логопедической группе.

- обследование лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с III уровнем общего недоразвития речи;

Программа обследования лексического строя речи у дошкольников III уровнем общего недоразвития речи включало в себя 4 блока заданий:

А. исследование пассивного словаря.

1. Существительные.

2. Глаголы.

З. Прилагательные.

Б. Исследование активного словаря.

1. Существительные.

2. Глаголы.

З. Прилагательные.

В. исследование семантической структуры слова и лексической системности.

1. Классификация.

2. Группировка:

-существительных

- глаголов

- прилагательных

З. Подбор синонимов.

4. Подбор антонимов.

5. Объяснение значения слов:

- существительных

- прилагательных

- глаголов

6. Добавление одного общего слова к двум словам.

7. Дополнение к глаголу.

8. Дополнение последнего слова в предложении.

Г. Исследование словообразования.

1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

2. Образование прилагательных:

-относительных

- качественных

- притяжательных

- уменьшительно-ласкательных

3. Образование названий детенышей.

4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

5. Словообразование профессий женского рода

6. Словообразование по дефиниционному типу.

7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.

Исследование начиналось с изучения имеющейся у каждого ребенка медицинской и логопедической документации.

По заключению врача офтальмолога и врача отоларинголога все дети имели сохранный слух и зрение. По заключению психоневролога — основную группу составляли дети, не имеющие нарушений интеллектуального развития.

Дети с нормальной речью.

В контрольной группе было 15 человек

14 человек — дети из полных семей. Только 1 ребенок воспитывается в неполной семье.

В анамнезе отсутствуют указания на патологию беременности, родовые травмы, наследственную предрасположенность. Со слов родителей, моторика детей сформирована в пределах возрастной нормы, каких-либо нарушений в темпе развития замечено не было. Речь также развивалась нормально: к 2 годам у всех детей этой группы фразовая речь была сформирована.

Психолого-педагогическое обследование показало, что у детей нормальное интеллектуальное и речевое развитие. У двоих детей было отмечено нарушение звукопроизношения, которое имеет характер простой функциональной дислалии.

Дети активно и с интересом принимали участие в эксперименте, были

активны, внимательны. Однако некоторым детям была нужна небольшая помощь для выполнения задания.

Дети с общим недоразвитием речи

В основную экспериментальную группу вошли 15 детей.

8 детей воспитываются в полных семьях, 7 в неполных семьях. При изучении медицинской документации в анамнезе 10 матерей обследованных детей с ОНР имелись указания на различную патологию беременности и родов: тяжелые токсикозы, угрозы выкидыша. Инфекционные и вирусные заболевания на различных сроках беременности, асфиксии, родовые травмы, патология раннего постнатального периода, как следствие недоношенности. У 6 детей отмечена задержка формирования моторных функций.

У двоих детей их старшие сестра (братья) посещали логопедическую группу.

Речевой онтогенез детей этой группы запаздывает по сравнению с возрастными показателями нормы. Первые слова у большинства детей появились в период от 1,5 до 2 лет.

Психолого-педагогическое обследование выявило у детей нарушение работоспособности, недостаточность внимания, быструю утомляемость, низкую психическую активность, а также моторную гиперактивность.

Качественный и количественный анализ обследования лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня (на основе приведенной методики исследования) позволил выделить несколько уровней успешности выполнения экспериментальных заданий:

I уровень — «высокий»;

II уровень — «средний»;

III уровень – «низкий»;

Основными качественными критериями оценки при этом являлись:

Степень самостоятельности при выполнении заданий;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Развитие алгоритмического умения школьников в процессе обучения математике
Формирование алгоритмического умения – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит ...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Развитие творческих способностей детей старших дошкольников должно основываться на понимании их психологических особенностей. В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующих творческий акт. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Это связано с тем, что воображе ...

Пунктуация, как особый раздел языкознания
Пунктуация (лат. punctum - точка) - система графических в неалфавитных знаков (знаков препинания), образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка. Главное назначение пунктуации - членение и графическая организация письменного (печатного) текста. Пунктуация тесно связ ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru