Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Логопедическая работа по расширению лексического словаря

Логопедическая работа по расширению лексического словаря

Страница 1

По окончанию констатирующего исследования с детьми экспериментальной группы был проведен обучающий эксперимент.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи была направлена на совершенствование данных компонентов языковой базы речи.

В процессе обучения решались следующие задачи:

- использовать языковой и речевой материал на занятиях с учетом проблемного обучения;

- увеличить объема пассивного словаря;

- расширить активного словаря, за счет овладения ребенком новых словообразовательных форм и закрепление уже раннее освоенных;

- сформировать новые формы словообразования и закрепить уже усвоенные;

- сформировать коммуникативные и лексические средства высказывания;

- проанализировать изменения в формировании лексики у детей с общим недоразвитием речи через сравнение данных констатирующих исследований детей с ОНР до и после обучения;

- проверить эффективность проведенной коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Обучающий эксперимент проводился в МОУ Детский сад № 41 комбинированного вида г. Воскресенска Московской области. В экспериментальном обучении принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста, посещавших логопедическую группу детского сада.

Разработанная нами программа обучающего эксперимента рассчитана на один период обучения - со второй половины сентября по декабрь.

Для проведения формирующего эксперимента была составлена программа коррекционно-логопедической работы по формированию лексики, которая представлена далее.

В основу этой программы были положены методические системы коррекционно-педагогической работы Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б., Лалаевой Р.И.

Использованный нами вариант обучающего эксперимента представляет собой своеобразную систему методов и приемов логопедической работы по данному разделу методических систем указанных авторов.

Коррекционно-логопедическая работа проводилась в форме фронтальных и индивидуальных занятий с детьми. Взаимосвязь между двумя видами занятий обеспечивало целостное воздействие на речевой дефект, способствовала совершенствованию речевых компонентов, развитию коммуникации, кругозора и лексики в целом.

В норме морфологические элементы слов начинают опознаваться при накоплении детьми небольшого словарного запаса. Примечательно, что разряд слов — названий действий, т.е. глаголов, составляет 1/2 часть от разряда слов — названий предметов, т.е. существительных.

При нарушении развития речи глагольный словарь ничтожно мал по отношению к довольно обширному предметному словарю. В тоже время этот словарный запас всегда недостаточен для календарного возраста детей. Известно, что развитие понимания речи и расширение пассивного словаря ребенка позволит ускорить появление у него активной речи новых лексических единиц.

Предлагаемые ниже задания расположены приблизительно по возрастающей сложности их выполнения.

Предложенные задания направлены не только на расширение пассивного словаря, но и на обучение детей различать некоторые грамматические формы слов, а также различать слова близкие по звучанию или имеющие сходство с предметной ситуацией.

1. Существительные

Введение в пассивный словарь ребенка новых незнакомых слов.

Перед ребенком выкладываются предметные, сюжетные картинки и реальные предметы незнакомые ребенку. Логопед объясняет значение этого слова, показывает картинку или предмет. Дает время ребенку рассмотреть, потрогать, поиграть с ним.

Затем в процессе игры логопед проверяет усвоил ли ребенок новое слово. При этом проверяются не только новые слова, но и повторяются слова уже хорошо знакомые ребенку.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Лингвистические основы методики обучения пунктуации в процессе обучения русскому языку
Для методики обучения учеников младших классов правилам пунктуации являются исходные положения о языке как средстве общения, о речи, складывающейся из звуков, слов, словочетаний и предложений. Содержание и характер изучаемого материала в начальных классах определяются прежде всего наукой о языке. « ...

Генезис и развитие идеи толерантности в истории образования
Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологии и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности ...

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду. Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собстве ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru