Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Логопедическая работа по расширению лексического словаря

Логопедическая работа по расширению лексического словаря

Страница 2

Игра «Покажи, где нарисовано (лежит) .?»

- высокочастотная лексика

мяч дерево

палитра пирамидка

кружка блюдце

-среднечастотная лексика

колено форточка

ресницы локоть

подоконник плечо

- малочастотная лексика

клумба памятник

клубок табуретка

торшер мальберт

- знание времен года и суток, явлений природы

осень утро облако

зима вечер молния

лето рассвет ураган

- знание частей предмета

воротник карман ствол

петля рукав ветки

пояс крышка почки

-знание названий жилищ

дупло будка

нора берлога

гнездо скворечник

- знание частей тела

лоб колено

брови грудь

щеки подбородок

- знание предметов по их назначению

Игра «Покажи то, чем ты будешь (кушать, рисовать, играть) .?», Покажи, что ты оденешь, когда пойдешь . (на прогулку, на праздник, спать)?»

2. Глаголы

Предлагаются сюжетные картинки.

Игра «Покажи кто .?»

- с изображением действий

скачет стирает вяжет

прыгает причесывается рубит

летает подметает режет

- изображением животных

воркует кудахчет квакает

чирикает крякает пищит

кукарекает каркает гогочет

- изображением профессий

варит (повар) тракторист (пашет)

строит(строитель) лечит (врач)

шьет (портниха) продает (продавец)

- изображением предметных картинок

Предложить ребенку запомнить и выполнить два-три действия, сформулированные в одной просьбе: «Возьми стакан, налей в него воды и дай Маше», «Возьми игрушку, поставь ее на место и сядь за стол»

3.Прилагательные

Работа с ребенка проводилась по инструкции: «Покажи где . ?», «Покажи, что бывает …?»

Закрепляется знание ребенком:

- формы, цвета, величины и веса

- вкусовых, температурных, тактильных ощущений

- обозначений высоты, толщины, длины, ширины

Работа над развитием активного словаря

Введение в повседневную речь новых слов и закрепление уже имеющихся.

1. Существительные.

Закрепление знания названий:

- домашних животных и птиц, диких животных и птиц, рыб, насекомых, морских животных

- фруктов, овощей, ягод, деревьев, цветов

- обуви, головных уборов, мебели, посуды

- времени суток, времен года, явлений природы, транспорт

- одежды, частей тела человека.

2.Глаголы

Закрепление названий действий

- кто что делает

- кто как подает голос

- что делают этим предметом

З. Прилагательные

Закрепление в повседневной жизни знаний признаков предмета

- вес, цвет, форма, величина

- тактильные ощущения, вкус, температура

- высота, толщина, ширина, длина

Формирование семантической структуры слова и лексической системности

1. Классификация

Ребенку предлагаются сюжетные картинки с изображением мебели и животных: стол, тигр, кот, диван, корова, волк, стул, кровать.

Закрепление умений детей классифицировать предметы по различным признакам или относящихся к разным группам.

- семантически далеких предметов

И: Раздели все картинки на две группы

- семантически близких предметов

И: Возьми картинки с изображением животных, и разложи их на группы дикие животные — домашние животные

2. Группировка слов (существительные, глаголы, прилагательные)

Работа с сериями картинок по три в серии.

Использование слов разных частей речи.

- разделить на группы

- обосновать правильность своего решения

- вычленение одного не правильного предмета из ряда, объяснение своего решения

- подбор синонимов

- подбор антонимов

- объяснение значения слов

- добавление одного общего слова к двум словам (обобщение).

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Средства развития коммуникативности
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у ...

Личность учителя и педагогическая деятельность
В современной психолого-педагогической науке вопрос о влиянии личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка рассматривается как ключевой и определяющий. Этой проблеме посвящены многие теоретические и экспериментальные исследования Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.В. Кузьминой, А.В. ...

Основные функции внимания
Возьмем такой пример: какой-нибудь человек находится на каком-нибудь празднестве и поглощен интересной беседой. Внезапно он слышит свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Он быстро переключает внимание на разговор, происходящий между этими людьми, и слышит мнение о себе. Но ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru