Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Логопедическая работа по расширению лексического словаря

Логопедическая работа по расширению лексического словаря

Страница 2

Игра «Покажи, где нарисовано (лежит) .?»

- высокочастотная лексика

мяч дерево

палитра пирамидка

кружка блюдце

-среднечастотная лексика

колено форточка

ресницы локоть

подоконник плечо

- малочастотная лексика

клумба памятник

клубок табуретка

торшер мальберт

- знание времен года и суток, явлений природы

осень утро облако

зима вечер молния

лето рассвет ураган

- знание частей предмета

воротник карман ствол

петля рукав ветки

пояс крышка почки

-знание названий жилищ

дупло будка

нора берлога

гнездо скворечник

- знание частей тела

лоб колено

брови грудь

щеки подбородок

- знание предметов по их назначению

Игра «Покажи то, чем ты будешь (кушать, рисовать, играть) .?», Покажи, что ты оденешь, когда пойдешь . (на прогулку, на праздник, спать)?»

2. Глаголы

Предлагаются сюжетные картинки.

Игра «Покажи кто .?»

- с изображением действий

скачет стирает вяжет

прыгает причесывается рубит

летает подметает режет

- изображением животных

воркует кудахчет квакает

чирикает крякает пищит

кукарекает каркает гогочет

- изображением профессий

варит (повар) тракторист (пашет)

строит(строитель) лечит (врач)

шьет (портниха) продает (продавец)

- изображением предметных картинок

Предложить ребенку запомнить и выполнить два-три действия, сформулированные в одной просьбе: «Возьми стакан, налей в него воды и дай Маше», «Возьми игрушку, поставь ее на место и сядь за стол»

3.Прилагательные

Работа с ребенка проводилась по инструкции: «Покажи где . ?», «Покажи, что бывает …?»

Закрепляется знание ребенком:

- формы, цвета, величины и веса

- вкусовых, температурных, тактильных ощущений

- обозначений высоты, толщины, длины, ширины

Работа над развитием активного словаря

Введение в повседневную речь новых слов и закрепление уже имеющихся.

1. Существительные.

Закрепление знания названий:

- домашних животных и птиц, диких животных и птиц, рыб, насекомых, морских животных

- фруктов, овощей, ягод, деревьев, цветов

- обуви, головных уборов, мебели, посуды

- времени суток, времен года, явлений природы, транспорт

- одежды, частей тела человека.

2.Глаголы

Закрепление названий действий

- кто что делает

- кто как подает голос

- что делают этим предметом

З. Прилагательные

Закрепление в повседневной жизни знаний признаков предмета

- вес, цвет, форма, величина

- тактильные ощущения, вкус, температура

- высота, толщина, ширина, длина

Формирование семантической структуры слова и лексической системности

1. Классификация

Ребенку предлагаются сюжетные картинки с изображением мебели и животных: стол, тигр, кот, диван, корова, волк, стул, кровать.

Закрепление умений детей классифицировать предметы по различным признакам или относящихся к разным группам.

- семантически далеких предметов

И: Раздели все картинки на две группы

- семантически близких предметов

И: Возьми картинки с изображением животных, и разложи их на группы дикие животные — домашние животные

2. Группировка слов (существительные, глаголы, прилагательные)

Работа с сериями картинок по три в серии.

Использование слов разных частей речи.

- разделить на группы

- обосновать правильность своего решения

- вычленение одного не правильного предмета из ряда, объяснение своего решения

- подбор синонимов

- подбор антонимов

- объяснение значения слов

- добавление одного общего слова к двум словам (обобщение).

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Самооценка: понятие, сущность, виды
Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. в кратком пс ...

Методика воспитания выразительности и координации движений посредством музыкальных игр и танцев
Анализ методической и научной литературы показывает, что художественная гимнастика один из видов спорта со сложно координационной деятельностью, требующей от спортсменок не только широкого круга умений, навыков и качеств, но и проявление высокой степени выразительности и координации движений. В име ...

Результаты педагогического эксперимента по внедрению компетентностного подхода
Апробация материалов исследования с учениками 11-х классов проводилась на базе МОУ СОШ №24 города Красноярска. На начальном этапе был проведен тест, который помог нам сформировать представление об уровне развития компетентностей. Тест представлял собой работу из двенадцати заданий, на некоторые из ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru