Звуковая структура многих слов, особенно со стечением согласных, является неустойчивой, диффузной. При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков стечения, добавление гласных внутри стечения и другие искажения (окно — «око», звезда — «видя»).
Фонематическое развитие детей значительно отстает от нормы. У детей
отсутствуют даже простые формы фонематического анализа.
Если сравнивать с первым уровнем речевого развития, то у детей второго уровня наблюдается заметное расширение словарного запаса. Но при этом пассивный словарь гораздо шире активного. В речи дети продолжают активно использовать жесты. Они не знают многих частей тела человека, животных, названий профессий, не понимают и употребляют обобщающие слова. В речи практически полостью отсутствуют анонимы и синонимы.
Характеристика третьего уровня речевого развития
На этом уровне фразовая речь становится более развернутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных по значению и оформлению речевых единиц.
В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматические фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения сложных по артикуляции звуков.
Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно расширяется. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет место неточный подбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии (вязать — «плести», кресло — диван»).
Дети используют в речи в основном простые предложения. При использовании сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения.
Характерным для данного уровня являются и нарушения словоизменения. В речи наблюдается большое количество ошибок на согласование и управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа, смешение окончаний мужского и женского рода в косвенных падежах, замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода, склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода, неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный, ошибки в беспредложном и предложном управлении; неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде, неправильное согласование существительного с глаголом.
На этом уровне речевого развития наблюдаются нарушения словообразования. Они проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих фонем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.
Звуковая сторона речи детей, находящихся на этом уровне речевого развития, существенно лучше по сравнению с первым и вторым уровнем. Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения артикуляторно сложных звуков. Звуковая структура слова воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных. Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов.
Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом.
Характеристика детей с четвертым уровнем речевого развития
Анализ данных логопедической практики и педагогического чтения детей с ОНР позволил установить, что вариативность проявления общего недоразвития речи не исчерпывается только тремя уровнями речевого развития. В результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с ОНР Т.Б. Филичевой была выявлена еще одна категория детей, «у которых признаки речевого развития оказываются стертыми» и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи. Т.Б. Филичевой было организовано углубленное психолого-педагогическое изучение данной категории детей по специально разработанной методике, в результате чего были установлены специфические особенности проявления общего недоразвития речи у этой группы детей, который был определен как четвертый уровень речевого развития.
Виды стилей деятельности учителя
Наиболее характерны следующие четыре стиля: Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный, хотя и важный, ...
Возникновение и развитие педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, ...
Тип взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного
возраста
У детей рассматриваемого возрастного этапа очень остро и своеобразно складываются взаимоотношения со значимыми другими людьми, которые входят в их личностную микросреду. На этом этапе могут произойти весьма серьезные изменения социального и персонального состава взрослых, оказывающих влияние на реб ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.