Образование » Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности » Динамика развития профессиональных интересов студентов

Динамика развития профессиональных интересов студентов

Страница 1

Психологическую основу целенаправленного формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков и выработки социально ценных качеств личности, составляет изучение становления и развития у молодых педагогов потребностей и мотивов педагогической деятельности.

Из большого арсенала умений как компонентов педагогической деятельности наименее изучены умения диагностировать психологическое развитие учащихся и анализировать состояние своей профессиональной деятельности.

Начальным этапом процесса профессионального самоопределения является выбор профессии педагога. Предрасположенность личности к данной профессии определяет мотивы выбора профессии.

Что же формирует профессиональную направленность, каковы мотивы выбора профессии? Оказалось, что здесь существенную роль играет совет более опытных людей: почти четверть опрошенных выбрали под влиянием или по совету друзей и товарищей, 16,7% - по совету или по примеру родителей; 9,2% - под влиянием средств массовой информации (телевидение, печать). Немаловажную роль сыграли и случайные факторы: близкое расположение учебного заведения, «за компанию» с друзьями и т.д. выявлено, что только 29,4% студентов выбрали профессию, руководствуясь интересом к ее содержанию.

При помощи соответствующих методик мы изучили удовлетворенность студентами профессионального выбора, оказывающего влияние на эмоциональную сферу личности. Используя методику анализа латентной структуры Лазарсфельта, студентам были заданы следующие вопросы:

Если бы пришлось выбирать, поступили ли Вы вновь в этот же вуз? (Ответы: Да. Нет. Не знаю.).

Не появилось ли у Вас желание поменять профессию?

( Ответы: Да, Нет. Не знаю.).

Насколько Вам нравиться будущая профессия? (Ответы: Очень нравится. Скорее нравится, чем не нравится. Совершенно не нравится. Не могу сказать.).

В данной методике вопросы соотносятся по системе логического квадрата. Общий индекс удовлетворенности профессией исчисляется по следующей формуле:

В этой формуле приняты следующие обозначения величин:

+1 – максимальная удовлетворенность.

-1 – максимальная неудовлетворенность.

+0,5-1 – максимальная удовлетворенность.

0-(-0,5) – неудовлетворенность.

-0,5-(-1) – максимальная неудовлетворенность.

Обработка материалов анкетирования позволила выявить числовое выражение индекса эмоциональной удовлетворенности профессиональным выбором:

2 курс – 0,47

3 курс – 0,41

4 курс – 0,39

5 курс – 0,31

Результаты данного исследования показали, что удовлетворенность профессиональным выбором имеет тенденцию снижения к выпускному курсу.

Принимая во внимание то обстоятельство, что самооценка оказывает влияние на развитие личности, мы предложили студентам оценить ранжированием такие качества личности, как уравновешенность, чуткость, общительность, настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, тактичность и др., и определить присутствие их у себя. Результаты вычислялись при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена (р):

где d – разность рангов пары данных;

n – количество пар данных.

Анализ данных позволил выявить высокий уровень самооценки у 24,8% студентов 5 курса и 12% студентов 2 курса (показатели от 0,66 до 1,0). Средний уровень оказался у 56,1% и 53,4% студентов соответственно (показатели от 0,36 до 0,65) и низкий уровень самооценки оказался у 19,1% и 34,6% (показатели от – 1 до 3,5).

В центре исследований современных ученных – психологов, педагогов находятся вопросы воспитательной работы и учебного процесса как основные факторы, влияющие на успешную профессиональную работу будущего учителя. Одним из аспектов профессионализации личности исследователи рассматривают адаптацию, понимаемую в социальном плане как приобщение личности к определенным видам деятельности в данной социальной среде.

Важнейшим аспектом социальной адаптации является профессиональная адаптация, связанная, в частности, и с приобретением профессии в учебных заведениях. Профессиональная адаптация в процессе обучения предполагает вооружение студентов специальными знаниями и умениями.

Адаптация начинается с приспособления личности к профессии, с приобретения знаний о ней, развития личных и общественных интересов по мере формирования склонностей и способностей к педагогическому труду.

Наиболее показательным в определении степени адаптации студентов к своей профессиональной роли является связь их жизненных планов с музыкой и музыкальной деятельностью и профессией учителя музыки.

Для организации целенаправленной работы по адаптации студентов музыкального к своей будущей профессии и оценки эффективности методов и форм работы нами была проведена диагностика, социальной и профессиональной направленности студентов первых курсов и динамика их развития по мере перехода студентов на старшие курсы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
«Понятие "интеллект", как и многие другие понятия совре­менной науки, имело длительную историю, — пишет В.П.Зинченко в предисловии к книге М. Вертгеймера "Продуктивное мыш­ление". — Оно является культурно-историческим и несет на себе многочисленные наслоения, предшествовавшие ег ...

Методика проведения занятий с использованием фитбол мяча
С дошкольниками целесообразно использовать упражнения в качестве фрагмента занятия. Например, в основной части дать комплекс обще развивающих упражнений, в заключительной части – подвижные игры с фитболами. Время упражнений с фитболами не должно превышать 40-60% общей длительности занятия. С целью ...

Образовательные программы, стипендии, гранты Санкт-Петербурга
В рамках Программы Фулбрайта в России объявлен конкурс грантов 2013–2014 года для преподавателей ВУЗов. Главная цель программы – укрепление культурно-академических связей между народами США и России, улучшение взаимопонимания между нашими странами. Программа полностью финансируется Госдепартаментом ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru