Анкета была составлена на основе анкет Л.Д.Павловой. По десятибалльной системе необходимо было оценить ряд умений педагога.
Анализ результатов анкетирования позволил нам выделить группы умений по числу выборов:
умения, получившие наибольшее число 8-9-10-балльных выборов;
умения, получившие 5-6-7-балльные выборы, наряду и с 8-9-10-балльными выборами;
умения, получившие2-3-4-балльные выборы, хотя и 5-10-бальныевыборы тоже имели.
В первую группу вошли такие умения, которые выше других были оценены респондентами: хорошее владение знаниями по предмету (50 баллов), хорошее владение методикой преподавания своего предмета (48 баллов по числу 8-9-10-балльных выборов), знание возрастных особенностей учащихся и умение ими пользоваться (44 балла по числу 8-9-10-балльных выбора).
Вторую группу умений составляли умения, выбор которых, составили 5,6 или 7 баллов. Это такие умения, как умение постоянно работать над собой, владение методикой изучения учащихся, умение организовывать детей в дружный, сплоченный коллектив, знание возрастных особенностей учащихся.
В третью группу мы выделили умения которым большее число анкетируемых поставили 1,2,3,4 балла: умение организовывать и проводить работу в качестве классного руководителя, умение организовывать и проводить внеклассную работу по предмету, умение подготавливать наглядные пособия, знать литературу для внеклассной воспитательной работы и уметь ею пользоваться.
Здесь необходимо уточнить, что даже те умения, которые мы отнесли к третьей группе, имели признаки второй и первой группы, то есть наряду с 1-4-балльными имели и 5-10-балльные выборы. По общему же количеству баллов первое место занимают такие умения: хорошее владение инструментом и знаниями по предмету (490 баллов), хорошее владение методикой преподавания своего предмета (486 баллов), знание возрастных особенностей учащихся и умение ими пользоваться (445 баллов), умение организовывать детей в дружный, сплоченный коллектив (444 балла), умение постоянно работать над собой, совершенствуя свое педагогическое мастерство (433 балла), умение организовывать и проводить работу в качестве классного руководителя (415 баллов), знать литературу для внеклассной воспитательной работы и уметь ею пользоваться (407 баллов). Меньше других получили баллов следующие умения: подготавливать наглядные пособия (383 балла), умение организовывать и проводить внеклассную работу по предмету (381 балл), владение методикой изучения учащихся.
Методика оценки стиля руководителя.
Нами было проведено исследование оценки стиля руководителя. В опросе принимали участие учителя разных средних школ г. Махачкалы. Был предложен следующий текст опросника:
Методика оценки стиля руководителя.
Инструкция:
Вам предлагается в утвердительной форме ответить на вопросы, касающиеся Вашего характера, привычек, склонностей, и обвести кружком номера тех вопросов, которые соответствуют Вашему поведению и отношению к людям. Если вы никогда не сталкивались с некоторыми из этих ситуаций, постарайтесь представить себе свое поведение в них.
ФИО--------------------------------------------------курс-----------------------------
Текст опросника:
В работе с людьми я предпочитаю чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.
Меня легко увлечь новыми делами, но я быстро охладеваю к ним.
Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.
В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.
Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел.
Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.
Я очень напряженно работаю, т.к. не могу положиться на моих помощников.
Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерения доказать что-либо.
Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых.
Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать собственное распоряжение.
Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения.
Уверен(а), что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.
Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих распоряжений.
Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.
Многие меня считают чутким и отзывчивым руководителем.
Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать- ни хорошего, ни плохого.
Если я встречаю сопротивление у меня пропадает интерес к работе с людьми.
Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективное единоначалие.
Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок.
Мне часто для эффективной работы не хватает времени.
На грубость подчиненного я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающего конфликта.
Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.
Проблема функциональной асимметрии полушарий
Одной из индивидных психологических особенностей человека латеральная организация распределения психических функций между правым и левым полушариями. Эта особенность получила название функциональная асимметрия головного мозга. Функциональная асимметрия и специализация полушарий – уникальная особенн ...
Концепция Д.Б. Эльконина
и В.В. Давыдова
Выдающийся психолог Лев Семенович Выготский на основе ряда своих исследований установил, что развитие всякой психической функции в том числе и интеллекта ребенка, проходит через зону ближайшего развития, когда ребенок умеет что-то делать лишь в сотрудничестве со взрослым, и лишь за тем переходит на ...
Организация учебного процесса при компетентностном подходе
При формировании компетентностей учащихся учебные занятия планируются так, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. С ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.