Образование » Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности » Динамика развития профессиональных интересов студентов

Динамика развития профессиональных интересов студентов

Страница 6

Совершенно неожиданными оказались выборы таких положений опросника, на которые и не предполагали, что их кто-нибудь выберет: 9 положений опросника получили от 2 до 5 выборов.

По 3 выбора получили следующие положения: «Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие» «Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли командира», «Подчиненные – безответственные люди, и поэтому их нужно постоянно контролировать», «В критике недостатков подчиненных я беспощаден», «Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективное единоначалие». К сожалению встречались выборы и таких положений: «Я часто теряю от возбуждения контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают», «В критике недостатков подчиненных я беспощаден», «Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек».

Принимая во внимание то, что руководство, стиль и методы руководства являются составной частью, важнейшей составляющей процесса организации труда, в частности педагогического, мы отметили, что большинство опрошенных, а среди них были учителя, старшие учителя, методисты, классные руководители, - все же признают стиль руководства, который предусматривает коллегиальность, гибкость, лояльность. Примечательно, что педагоги – мужчины придерживаются более жестких методов руководства, они предпочитают требовательность, контроль и т.д.

Молодые учителя музыки часто испытывают трудности в своей работе, особенно в первые годы. Не имея достаточного опыта практической педагогической деятельности, молодые педагоги затрудняются в планировании и организации воспитательных мероприятий, в работе с родителями, не умеют устанавливать контакт с детьми, не умеют еще использовать свои способности и так организовать свой труд, чтобы он был бы эффективным, результативным.

Экспериментальное исследование педагогических способностей будущих учителей музыки.

Обучение молодежи педагогическом вузе ставит ряд специфических проблем, среди которых особое место принадлежит требованиям профессии учителя к личности. В психологической литературе нашли отражение исследования, где дается общая характеристика педагогической деятельности и ее структуры (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, А.В. Петровский, С.М. Риверс, А.И. Щербаков и др.). Отмечается, что формирование личности будущего учителя в системе высшего педагогического образования сложный и противоречивый процесс, обусловленный воздействием всей системы учебной и общественно-полезной деятельности на развитие профессионально важных свойств и особенностей личности каждого студента.

Отталкиваясь от этой мысли, мы предположили, что если выделить ряд параметров, соответствующих психологической структуре педагогической деятельности, найти связь между психофизиологическими характеристиками студентов и прогностическими параметрами, то можно получить данные, свидетельствующие о наличии педагогических способностей. В связи с этим было проведено экспериментальное исследование по выявлению соответствия индивидуальных качеств первокурсников филологического факультета требованиям избранной профессии. Для этого выделим следующие конкретные показатели способностей к избранной профессии, доступные измерению:

а) Социальная эмпатия, входящая в проектировочный и конструктивный компоненты профессиограммы учителя и выражающая способность решения задач в области проектирования условий и процессов будущей деятельности.

б) Общительность как проявление коммуникативной способности, направленной на установление благоприятных, безконфликтных взаимоотношений в процессе взаимодействия, общины.

в) Интро-экстраверсия-невротизм как характеристики его эмоциональной сферы, имеющие особое значение в эмоциональных ситуациях.

г) Педагогическая и техническая (технологическая) направленности, позволяющие осуществить постановку учебных и воспитательных задач, планирование содержания информации и своей деятельности. Их наличие ведет к успешной реализации целей обучения и воспитания.

д) Авансирование доброжелательности как характеристика коммуникативной и перцептивной способности, раскрывающая индивидуальные возможности идентификации с собеседником и психологической его релаксации, т.е. способа воздействия на другого.

е) Уровень притязаний – личностная способность к осознанию возможностей, «разнесению идеальных и реальных целей» и механизм целеполагания, мотив уровня достижений.

Каждый студент получал блок диагностических методик, позволяющий установить уровень развития исследуемых качеств. В ходе опыта при необходимости давались дополнительные разъяснения.

В результате анализа экспериментальных данных выявлено три уровня наличия исследуемых качеств: первый (высокий), второй (средний), третий (низкий). Усредненные данные приведены в таблице №

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие публикации:

Техника речи
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя. Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение как ...

Методическая разработка урока "Переменный электрический ток"
Характеристика темы. Тема урока: "Переменный электрический ток". После изучения данной темы учащиеся должны знать: области применения переменного тока; коэффициент трансформации; принцип действия приборов, потребляющих переменный ток; разницу между фазным и линейным напряжением. А также д ...

Методы исторического познания
Историко-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях. Историко-сравнительный метод. Понимание ист ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru