Нами приведены четыре характеристики профессиограммы, которые в основном имеют степень выраженной средней зоны:
общительность;
экстравертированность;
авансирование доброжелательности;
уровень притязаний.
Эмпатия и эмоциональная устойчивость имеют низкий уровень развития, педагогическая и техническая направленности – высокий уровень развития. Зависимости между данными весьма сложные. На их основе были разработаны рекомендации по формированию педагогических способностей. Для части студентов были разработаны индивидуальные карты по формированию педагогических способностей.
Таблица №
Распределение студентов по уровням исследуемых качеств (в °10).
Уровни |
Исследуемые качества Характеристики профессиограммы | |||||||
Эмпатия |
Общительность |
Экстравер сия |
Невротизм |
Направленности |
Авансирование доброжелательности |
Уровень притязаний | ||
Педагогическая |
техническая | |||||||
1высокий |
0 |
1 |
1 |
25,7 |
63 |
72,8 |
7 |
60 |
2средний |
12,5 |
79 |
36,1 |
70 |
34,7 |
21 |
86,2 |
21 |
3низкий |
85,2 |
18,6 |
64 |
3,9 |
0 |
1 |
4,9 |
19 |
Решающим условием, определяющим успешность обучения первокурсников, является быстрота протекания процесса адаптации к условиям функционирования учебного заведения, его режиму работы.
Чтобы ускорить процесс вхождения студентов нового приема в жизнь коллектива группы, курса и вообще в студенческую жизнь, включаются разнообразные мероприятия: факультативные курсы, которые на разных факультетах называются по-разному, но подчинены единой цели: «Педагогика умственного труда», «Психология умственного труда студента», «Педагогика творчества», «Организация учебного труда» и др.; тематические консультации («Как организовать самостоятельную работу», «Как записывать лекции», «Этика поведения в университете»); проводить систематическую работу по внедрению научных основ организации педагогического труда. В результате применения научных принципов быстрее формируется студенческий коллектив, улучшается его психологическая структура, ускоряется сближение официальных (деловых) и неофициальных взаимоотношений, каждый студент задумывается на этом этапе над вопросами организации учебного труда.
Психологический климат в студенческой группе влияет на психологическую готовность к педагогическому труду.
Внутригрупповые взаимоотношения в студенческих группах характеризуются следующими особенностями:
межличностные контакты студентов в академических группах часто ограничиваются общением в учебной или сугубо официальной среде;
студенты нередко выражают неудовлетворенность уровнем внутригрупповых взаимоотношений, наблюдается отчужденность отдельных членов от группы, курса и снижение ценностных представлений о качестве желаемой студенческой группы.
В системе межличностных отношений между членами группы особое место занимают:
оценивание личности, социальная регуляция поведения, которая непосредственно проявляется в общении, во взаимодействии с товарищами и общая положительная оценка сверстника как друга;
оценка интеллектуальных черт товарища;
эмоционально-волевые черты.
Определив взаимосвязь статуса студента с качествами личности и особенностями поведения, групповой руководитель способен наладить деловые и личные контакты в группе, оптимизируя, тем самым процесс адаптации, тем более что психологический климат в студенческой группе влияет на психологическую готовность к педагогическому труду.
Разработка технологии обучения по теме урока
С позиции обучения «технология» обозначает процесс формирования знаний и умений как поэтапное взаимодействие обучаемого и преподавателя с использованием средств обучения по заранее заданной программе. Данная программа раскрывает познавательную деятельность в виде системы познавательных операций и с ...
Внеклассная работа - как средство повышения интереса к учебе
Задача обучения и воспитания учащихся решается не только в рамках урока. Яркая и увлекательная по форме и разнообразия по содержанию внеклассная работа прививает интерес к предмету, повышает качество знаний учащихся. При организации нужно учесть давно оправдавший себя принцип создания взаимодополня ...
Динамика развития профессиональных интересов студентов
Психологическую основу целенаправленного формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков и выработки социально ценных качеств личности, составляет изучение становления и развития у молодых педагогов потребностей и мотивов педагогической деятельности. Из большого арсенала умений как к ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.