Нами приведены четыре характеристики профессиограммы, которые в основном имеют степень выраженной средней зоны:
общительность;
экстравертированность;
авансирование доброжелательности;
уровень притязаний.
Эмпатия и эмоциональная устойчивость имеют низкий уровень развития, педагогическая и техническая направленности – высокий уровень развития. Зависимости между данными весьма сложные. На их основе были разработаны рекомендации по формированию педагогических способностей. Для части студентов были разработаны индивидуальные карты по формированию педагогических способностей.
Таблица №
Распределение студентов по уровням исследуемых качеств (в °10).
|
Уровни |
Исследуемые качества Характеристики профессиограммы | |||||||
|
Эмпатия |
Общительность |
Экстравер сия |
Невротизм |
Направленности |
Авансирование доброжелательности |
Уровень притязаний | ||
|
Педагогическая |
техническая | |||||||
|
1высокий |
0 |
1 |
1 |
25,7 |
63 |
72,8 |
7 |
60 |
|
2средний |
12,5 |
79 |
36,1 |
70 |
34,7 |
21 |
86,2 |
21 |
|
3низкий |
85,2 |
18,6 |
64 |
3,9 |
0 |
1 |
4,9 |
19 |
Решающим условием, определяющим успешность обучения первокурсников, является быстрота протекания процесса адаптации к условиям функционирования учебного заведения, его режиму работы.
Чтобы ускорить процесс вхождения студентов нового приема в жизнь коллектива группы, курса и вообще в студенческую жизнь, включаются разнообразные мероприятия: факультативные курсы, которые на разных факультетах называются по-разному, но подчинены единой цели: «Педагогика умственного труда», «Психология умственного труда студента», «Педагогика творчества», «Организация учебного труда» и др.; тематические консультации («Как организовать самостоятельную работу», «Как записывать лекции», «Этика поведения в университете»); проводить систематическую работу по внедрению научных основ организации педагогического труда. В результате применения научных принципов быстрее формируется студенческий коллектив, улучшается его психологическая структура, ускоряется сближение официальных (деловых) и неофициальных взаимоотношений, каждый студент задумывается на этом этапе над вопросами организации учебного труда.
Психологический климат в студенческой группе влияет на психологическую готовность к педагогическому труду.
Внутригрупповые взаимоотношения в студенческих группах характеризуются следующими особенностями:
межличностные контакты студентов в академических группах часто ограничиваются общением в учебной или сугубо официальной среде;
студенты нередко выражают неудовлетворенность уровнем внутригрупповых взаимоотношений, наблюдается отчужденность отдельных членов от группы, курса и снижение ценностных представлений о качестве желаемой студенческой группы.
В системе межличностных отношений между членами группы особое место занимают:
оценивание личности, социальная регуляция поведения, которая непосредственно проявляется в общении, во взаимодействии с товарищами и общая положительная оценка сверстника как друга;
оценка интеллектуальных черт товарища;
эмоционально-волевые черты.
Определив взаимосвязь статуса студента с качествами личности и особенностями поведения, групповой руководитель способен наладить деловые и личные контакты в группе, оптимизируя, тем самым процесс адаптации, тем более что психологический климат в студенческой группе влияет на психологическую готовность к педагогическому труду.
Роль игры в образовании дошкольников
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. ...
Характеристика различных методов контроля
Существуют различные системы контроля: устный и письменный опрос, математический диктант, итоговые контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены, повседневные наблюдения за учебной работой учащихся, проверка домашней работы, нетрадиционные формы контроля. Устная проверка Устная проверка организуется ...
Влияние игры на устную речь ребенка
Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка. О возникновении игры можно говорить только после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные координации, создающие возможность манипулирования и действий с предметами. Без умения удерживать предмет ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.