Образование » Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности » Динамика развития профессиональных интересов студентов

Динамика развития профессиональных интересов студентов

Страница 8

Проблема готовности человека к труду является одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики. Несмотря на существование различных трактовок понятия готовность – наличие способности, качества личности, отношение, временное состояние – все они сходны в одном: готовность рассматривается как общественная предпосылка деятельности человека. Выделяются различные виды готовности: психологическая, моральная, практическая, профессиональная. Требования к деятельности, к психологическим процессам, состоянию, опыту и свойствам личности определяют содержание и структуру готовности личности к труду.

Анализ психологической готовности учителя музыки педагогической деятельности вызвал необходимость разработки ее критериев. Нами выявлены личностные (когнитивно-мотивационный, коммуникативный, эмотивный) и деятельностные критерии (совокупность теоретических и практических умений), показателями которых являются:

понимание роли деятельности в развитии личности;

стремление к пониманию психолого-педагогических знаний;

адекватная самооценка;

эмоциональная удовлетворенность профессиональным выбором;

развитие эмпатийных качеств личности;

умение анализировать успехи и неудачи в педагогической деятельности;

осмысление своей позиции в деятельности;

проявление творческой инициативы и др.

В ходе эксперимента были решены следующие задачи:

приобщить студентов к углублению знаний по психологии учебной деятельности, стимулировать профессиональное самообразование;

научить студентов и учителей музыки приемам диагностирования познавательного интереса, дифференциации учебной работы с учетом различных уровней познавательного интереса;

психологически подготовить к организации практической деятельности в школе.

Работа учителя музыки общеобразовательной школы имеет большое социальное значение — вместе со всем учительским коллективом он формирует основные качества личности учащихся, их мировоззрение, мышление, вкусы, характер, приобщает молодое поколение к лучшим достижениям мировой культуры. Музыкальному образованию и воспитанию в этом процессе принадлежит решающая роль по ряду причин: во-первых, в комплексе средств художественного воздействия музыкальное воспитание может рассматриваться как самое доступное и массовое — ведь музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни;

во-вторых, музыка как вид искусства обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального воздействия в силу своей способности затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчинять своему настроению и порыву; в-третьих, воздействуя на духовный мир человека, музыка является средством идейного воспитания — формируя отношение к окружающей действительности, музыка тем самым формирует нравственные принципы и убеждения человека; в-четвертых, музыка развивает умственные способности учащихся, активизирует мышление, помогает выработке понятий и суждений.

Реализация всех этих возможностей музыкального обучения I воспитания осуществима только с помощью высококвалифицированного учител. Современный учитель музыки должен хорошо знать научные основы преподаваемого предмета и современные методы музыкального обучения в общеобразовательной школе, сущность и специфику урока музыки, определенные типы его построения. Однако этого еще недостаточно, ибо современный учитель—не просто разносторонне образованный человек с широкой эрудицией в рамках своей специальности, но прежде всего педагог, имеющий хорошую психолого-педагогическую подготовку.

Уровень педагогического мастерства учителя определяется не только за счет выполнения им образовательных функций, но и воспитательных, которые проявляются в единой системе педагогической деятельности.

Учитель — это всегда целостная личность, в то же время в зависимости от конкретных задач и от конкретной педагогической ситуации какие-то личностные качества учителя начинают превалировать.

В ходе проведения работы были поставлены следующие вопросы:

дать исходные теоретические позиции деятельности учителя музыки, чтобы помочь педагогам-практикам шире взглянуть на свою профессию;

проанализировать разносторонний характер творческой деятельности учителя музыки.

Постановка этих вопросов во многом обусловлена новой программой по музыке, которая дала возможность рассматривать деятельность учителя музыки с более широких позиций: не только вести уроки музыки, но быть воспитателем и пропагандистом в самом широком значении этого слова.

Так же были выявлены следующие умения:

умело приобщать школьников к музыкальному искусству, делая это в интересной для них форме;

быть осведомленным о характере музыкальных запросов учеников, об их жизни вообще;

учитывать особенности музыкального и психологического восприятия детей различного возраста;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Похожие публикации:

Зарождение воспитания в первобытном обществе
Обращение к проблеме происхождения воспитания не только обусловлено логикой научного знания, но и продуктивно, по крайней мере, в двух отношениях: во-первых, оно дает представить себе и понять сущность воспитания в реальности конкретно-исторических событий; во-вторых, осмысление этой проблемы позво ...

Педагогическая культура семьи
Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы – малая часть культуры. Культура - это, прежде всего, характерный для данного ...

История зарождения
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребность жизни. Наступило ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru