Образование » Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности » Динамика развития профессиональных интересов студентов

Динамика развития профессиональных интересов студентов

Страница 8

Проблема готовности человека к труду является одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики. Несмотря на существование различных трактовок понятия готовность – наличие способности, качества личности, отношение, временное состояние – все они сходны в одном: готовность рассматривается как общественная предпосылка деятельности человека. Выделяются различные виды готовности: психологическая, моральная, практическая, профессиональная. Требования к деятельности, к психологическим процессам, состоянию, опыту и свойствам личности определяют содержание и структуру готовности личности к труду.

Анализ психологической готовности учителя музыки педагогической деятельности вызвал необходимость разработки ее критериев. Нами выявлены личностные (когнитивно-мотивационный, коммуникативный, эмотивный) и деятельностные критерии (совокупность теоретических и практических умений), показателями которых являются:

понимание роли деятельности в развитии личности;

стремление к пониманию психолого-педагогических знаний;

адекватная самооценка;

эмоциональная удовлетворенность профессиональным выбором;

развитие эмпатийных качеств личности;

умение анализировать успехи и неудачи в педагогической деятельности;

осмысление своей позиции в деятельности;

проявление творческой инициативы и др.

В ходе эксперимента были решены следующие задачи:

приобщить студентов к углублению знаний по психологии учебной деятельности, стимулировать профессиональное самообразование;

научить студентов и учителей музыки приемам диагностирования познавательного интереса, дифференциации учебной работы с учетом различных уровней познавательного интереса;

психологически подготовить к организации практической деятельности в школе.

Работа учителя музыки общеобразовательной школы имеет большое социальное значение — вместе со всем учительским коллективом он формирует основные качества личности учащихся, их мировоззрение, мышление, вкусы, характер, приобщает молодое поколение к лучшим достижениям мировой культуры. Музыкальному образованию и воспитанию в этом процессе принадлежит решающая роль по ряду причин: во-первых, в комплексе средств художественного воздействия музыкальное воспитание может рассматриваться как самое доступное и массовое — ведь музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни;

во-вторых, музыка как вид искусства обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального воздействия в силу своей способности затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчинять своему настроению и порыву; в-третьих, воздействуя на духовный мир человека, музыка является средством идейного воспитания — формируя отношение к окружающей действительности, музыка тем самым формирует нравственные принципы и убеждения человека; в-четвертых, музыка развивает умственные способности учащихся, активизирует мышление, помогает выработке понятий и суждений.

Реализация всех этих возможностей музыкального обучения I воспитания осуществима только с помощью высококвалифицированного учител. Современный учитель музыки должен хорошо знать научные основы преподаваемого предмета и современные методы музыкального обучения в общеобразовательной школе, сущность и специфику урока музыки, определенные типы его построения. Однако этого еще недостаточно, ибо современный учитель—не просто разносторонне образованный человек с широкой эрудицией в рамках своей специальности, но прежде всего педагог, имеющий хорошую психолого-педагогическую подготовку.

Уровень педагогического мастерства учителя определяется не только за счет выполнения им образовательных функций, но и воспитательных, которые проявляются в единой системе педагогической деятельности.

Учитель — это всегда целостная личность, в то же время в зависимости от конкретных задач и от конкретной педагогической ситуации какие-то личностные качества учителя начинают превалировать.

В ходе проведения работы были поставлены следующие вопросы:

дать исходные теоретические позиции деятельности учителя музыки, чтобы помочь педагогам-практикам шире взглянуть на свою профессию;

проанализировать разносторонний характер творческой деятельности учителя музыки.

Постановка этих вопросов во многом обусловлена новой программой по музыке, которая дала возможность рассматривать деятельность учителя музыки с более широких позиций: не только вести уроки музыки, но быть воспитателем и пропагандистом в самом широком значении этого слова.

Так же были выявлены следующие умения:

умело приобщать школьников к музыкальному искусству, делая это в интересной для них форме;

быть осведомленным о характере музыкальных запросов учеников, об их жизни вообще;

учитывать особенности музыкального и психологического восприятия детей различного возраста;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Похожие публикации:

Организация проблемного обучения в детском саду
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи). Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании ...

Психологические состояния человека
Психологические состояния – "широкая психологическая категория, которая охватывает разные виды интегрированного отражения ситуации (воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов) без отчетливого осознания их предметного содержания". Психические состояния представляют собой ...

Организация работы учителей по формированию навыков самоконтроля у младших школьников
Изучив материалы современного педагогического опыта по проблеме формирования навыков самоконтроля, можно отметить, что чаще всего учителя начальных классов строят работу по развитию этого умения на уроках русского языка, чтения и математики. Учительница начальных классов школы № 44 Пачина А.Г. разр ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru