Самооценка является важным регулятором поведения человека, она оказывает влияние на эффективность его деятельности, сказывается на характере межличностных отношений.
В рамках нашего исследования мы заимствовали идею построения ранговых решеток у Ф. Франиселлы и Д. Баннистера. При этом мы несколько адаптировали его, соотнося с целями исследования.
Студентам было предложено внимательно изучить перечень 90 различных качеств личности. Затем необходимо было последовательно проделать следующее:
выписать 20 качеств «совершенно необходимых учителю». (Тем самым каждый студент как бы составляет собственный идеал учителя);
в другой ряд выписать 20 отрицательных качеств, которые «недопустимы в педагогической профессии»;
из положительного ряда качеств выписать те, которые присущи ему самому;
из этого же ряда качеств выписать те, которых студенту, по его мнению, не хватает, чтобы быть «идеальным учителем»;
из отрицательного ряда качеств личности выписать те, которые присущи ему самому.
Таким образом, каждый студент, проанализировав собственные черты личности, осознает, какие качества ему предстоит развивать, а какие преодолевать. Педагогическая деятельность имеет не только количественные, но и качественные характеристики.
Содержание педагогической деятельности учителя, ее место и характер могут быть предметом самостоятельных, отдельных исследований. Мы же попытались показать, как происходит приобщение будущих учителей к своей социально-профессиональной роли, к организации своего труда.
Для овладения профессиональной деятельностью педагога необходимо, чтобы студент осознал содержание педагогического труда.
Содержанием педагогической деятельности является «педагогически интерпретированный социально-культурный опыт…». Овладеть содержанием – значит усвоить не только необходимую сумму философских, социологических и социально-психологических знаний, но и принципиальные социально-педагогические идеи, связанные с учетом множественных путей и средств социализации; учителю необходимо ясное понимание того, что конечный воспитательный эффект зависит от успешной деятельности и степени согласованности всех звеньев, осуществляющих социальное формирование личности (семья, школа, улица…, неформальное общение и т.д.)
Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить лишь через оценку уровня его творческого отношения к своей деятельности. «Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей и поэтому является важнейшей характеристикой педагогической деятельности, вскрывающей ее своеобразие».
Нами была сделана произвольная выборка наиболее необходимых учителю музыки умений и изучена оценка выпускниками ДГПУ этих педагогических умений (всего анкетированием охвачено 50 студентов).
Сводные данные представлены в таблице №1
В анкетировании приняли участие 30 выпускников Даггоспедуниверситета (факультет: музыкально-педагогический), работающих в средних школах № 5,1, 13, 4, 2, 18, 7, 38, 39, 37 и др.
Таблица1Оценка умений педагога.
№ |
Умения педагога |
Число выборов |
Балл | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |||
1 |
Хорошо владеть знаниями по предмету |
4 |
2 |
44 |
490 | |||||||
2 |
Хорошо владеть методикой преподавания своего предмета |
1 |
1 |
1 |
5 |
42 |
486 | |||||
3 |
Знать возрастные особенности учащихся и умело ими пользоваться. |
1 |
2 |
3 |
8 |
17 |
19 |
445 | ||||
4 |
Постоянно работать над собой, совершенствуя свое педагогическое мастерство |
1 |
2 |
2 |
4 |
9 |
12 |
20 |
433 | |||
5 |
Владеть методикой изучения учащихся |
1 |
1 |
4 |
5 |
7 |
9 |
10 |
14 |
333 | ||
6 |
Организовывать детей в дружный, сплоченный коллектив. |
5 |
6 |
9 |
5 |
26 |
444 | |||||
7 |
Организовывать и проводить работу в качестве классного руководителя |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
8 |
5 |
11 |
19 |
415 | |
8 |
Организовывать и проводить внеклассную работу по предмету |
2 |
2 |
10 |
2 |
3 |
12 |
9 |
10 |
381 | ||
9 |
Уметь подготавливать наглядные пособия |
1 |
3 |
6 |
4 |
7 |
9 |
6 |
14 |
383 | ||
10 |
Знать литературу для внеклассной воспитательной работы и уметь ею пользоваться |
1 |
2 |
3 |
6 |
12 |
7 |
19 |
407 | |||
11 |
Знать возрастные особенности учащихся. |
1 |
3 |
7 |
13 |
26 |
460 | |||||
Всего: |
Психолого-педагогические основы обучения письму в младших классах в школе
для детей с ТНР
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки письма и чтения. Психофизиологической основой письма – взаимобусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного, моторного анализаторов. ...
Теоретические основы семейного воспитания детей с нарушенным слухом
В процессе формирования и развития личности семья занимает одно из важнейших мест. Воспитание в семье, как отмечали А.Р. Маллер (1986), А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991, 2003), Т.Г Богданова и Н.В. Мазурова (1998) и другие, первично, значимо в жизни ...
Методики исследования внимания и восприятия
1. Корректурная проба. Данная методика впервые предложена Bourdon в 1895 г. Она используется для исследования устойчивости внимания и способности к его концентрации. Корректурная проба очень проста и не требует специальных приспособлений, кроме бланков и секундомера. Бланки представляют собой ряды ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.