Образование » Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности » Динамика развития профессиональных интересов студентов

Динамика развития профессиональных интересов студентов

Страница 2

В качестве основного метода выявления жизненных планов студентов использовалось анкетирование, которое дополнилось и другими методами: индивидуальные беседы, наблюдение за отношением студентов к педагогической практике, за проявлением интереса к участию в деятельности педагогического характера, изучение личных дел студентов, интервьюирование и опросы различного типа.

Согласно полученным данным жизненные планы основной части студентов совпадают с той профессиональной квалификацией, которую они получают на факультете.

Более 95% студентам – первокурсникам нравится избранная ими специальность. Но, в тоже время, 27,2% студентов из общего числа первокурсников желали бы поступить в другое учебное заведение или на другой факультет.

Лонгитюдное (от курса к курсу) исследование динамики профессионального интереса за время учебы (1 – 2 – 3 – курсы, 5 курс) показало, что процесс становления профессионального имеет несколько отсроченный от начала обучения период. Наиболее высокую неудовлетворенность избранной профессии проявили студенты во II-III семестрах, что вполне соответствует интенсивности перестройки психики (17 – 18 – 19 лет).

На основе констатирующего этапа эксперимента мы выделили три группы студентов, которые характеризуются разным уровнем их профессиональной направленности. Наиболее многочисленной оказалась первая группа к которой мы отнесли студентов, у которых мотив овладения избранной профессии сформировался до поступления в университет в основном под влиянием учителя или как продолжение семейной традиции (7– 8 %). Например, Светлана М. уже с четвертого класса знала, что хочет стать учителем музыки, так как очень любит музыку и хочет, чтобы дети были образованными и воспитанными. Она хорошо занималась по тем предметам, которые бы ей пригодились в дальнейшем на вступительных экзаменах. А Ольга к. поступила на музыкально- педагогический факультет, чтобы в дальнейшем работать на благо общества, т.к. музыкальное образование детей делает их более чуткими, развитыми эстетически и нравственно. Она считает, что детям музыкальное образование даст много в их развитии, и соответственно это пойдет на благо обществу.

Вторую группу составили студенты, у которых было выявлено наличие личных мотивов овладения профессией – желание получить образование. Представление о профессии получено из случайных источников – посоветовали знакомые, прочитали в прессе, повлияли друзья, одноклассники. Группа наиболее многочисленна (70 %). Например, Мадина С. поступила на музыкальный факультет по совету знакомой, Наташа К. по совету подруги, а Тимур Д. выбрал профессию прочитав объявление. Мурад А. поступил на музыкальный факультет вместе со своим другом, только потому, чтобы и после окончания школы они также дружили и не отдалялись.

Но были студенты, выбравшие профессию случайно. Общественные мотивы и интерес к профессии у студентов этой группы не сформированы в достаточной степени.

Для сравнения показателей первых курсов, нами была предпринята подобная диагностика студентов 1 курса, которая позволила констатировать возрастание на 4 курсе числа студентов, желающих работать в школе в качестве учителя.

Мы предположили, что это явление, вероятно, связано со специализацией личности, происходящей под влиянием учебных курсов психолого-педагогического цикла, а также педагогической практики.

Для проверки данного предположения нами был запланирован следующий этап экспериментальной работы, который проходил по следующему плану:

изучение динамики развития профессиональных интересов студентов;

изучение самооценки личности;

оценка умений педагога.

При первоначальном психологическом обследовании студентов на первом этапе его обучения в вузе выявляются затруднения, испытываемые ими при выполнении учебных или других заданий. Исходя из этого определяли вид помощи, необходимых студенту. Форма помощи студенту зависела от типа их, определенных трудностями адаптации. При это мы опирались на пять типов школьников, выделенных психологами: 1) нуждающиеся в стимулирующей помощи; 2) нуждающиеся в эмоционально-регулирующей помощи; 3) нуждающиеся в направляющей помощи; 4) нуждающиеся в организующей помощи; 5) нуждающиеся в обучающей помощи.

Подобные типы выявлены и у студентов. Каждый из этих типов студентов требует определенной, конкретной организации учебного и воспитательного процесса, для того, чтобы преодолеть затруднения. Так для нуждающихся в эмоционально-регулирующей помощи (второй тип) важны эмоциональные регуляторы в виде похвалы и порицания. При работе со студентами, нуждающимися в направляющей помощи (третий тип) необходимо развивать аналитическое мышление.

С целью оказания помощи студентам в самопознании, в проектировании собственного профессионального развития с учетом индивидуальных особенностей, проводится самооценка личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru