Образование » Эффективные программы по коррекции и развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития » Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития

Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития

Страница 1

О недостатках речи у многих детей с ЗПР свидетельствует, прежде всего, запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем, в результате отстает формирование эмпирических языковых обобщений. Нередко имеются недостатки произношения и различения отдельных звуков. В условиях повседневного общения недостатки словаря, грамматического оформления и произношения заметно не выступают. Нельзя не отметить «смазанность» речи большинства детей. Имея в виду их крайне низкую речевую активность, можно предположить, что эта нечеткость речи связана с малой подвижностью артикуляционного аппарата. Наиболее весомый вклад в изучение особенностей речи детей этой категории внесли Е.С. Слепович (1981,1989) и Р.Д. Тригер ( 1987, 1989, 1993). К старшему дошкольному возрасту, бытовая речь этих детей почти не отличается от характерной для нормально развивающихся сверстников. Ограниченность словаря детей, особенно активного, обнаруживается в тех случаях, когда им приходится пользоваться монологической речью ( когда детям предлагается пересказать прочитанный им рассказ, составить собственный рассказ по картинке, устное сочинения на заданную тему). В таких ситуациях выступают характерное для этих детей очень резко выраженное расхождение между объемом активного и пассивного словаря, особенно в отношении прилагательных, отсутствие в их речи многих слов, обозначающих свойства предметов и явлений окружающего мира, неточное употребление слов, часто с расширенным значением, крайняя ограниченность слов, обозначающие общие понятия, трудности активизации словарного запаса. Обнаруживаются затруднения и в словообразовании. Выполняя задание – образовать от знакомого существительного прилагательное, они могут использовать продуктивный, но не годящийся суффикс, в результате чего возникают неологизмы («окновый», «школовый»). Отставание в формировании грамматического строя проявляется в том, что дети, конструируя предложения, строят их крайне примитивно и делают много ошибок: нарушают порядок слов ( Мальчик учится в школе умный), не согласуют определения с определяемым словом, рассказ по картинке заменяют простым перечислением изображенных на ней объектов. Эти недостатки обнаруживаются в спонтанной и монологической речи детей. Из заданий, требующих использования монологической речи, наименее сложным оказался пересказ и наиболее трудным – рассказ на заданную тему, когда отсутствуют внешние опоры и высказывания строятся на основе создания ребенком внутреннего плана, который затем развертывается. Отставание в формировании контекстной речи, как в целом отставание в речевом развитии, является у детей вторичным дефектом, следствием недостаточности аналитико- синтетической деятельности, низкого уровня познавательной и речевой активности, несформированности мыслительных операций. Оно проявляется не только в недостатках экспрессивной речи, но и в трудностях понимания детьми некоторых грамматических конструкций. Большие трудности испытывают дети в понимании отношений, предаваемых формами творительного падежа (Покажи карандашом линейку), атрибутивных конструкций родительного падежа (брат отца), структур с необычным порядком слов (Ваню ударил Коля. Кто драчун?), сравнительных конструкций (Коля выше Вани, но ниже Сережи. Кто самый высокий?). Значительные затруднения вызывает у них понимание некоторых форм выражения пространственных отношений ( Нарисуй круг под квадратом). Важной особенностью является то, что как правило отсутствует отношение к речи как особой стороне действительности, особой реальности. Достаточно успешно используя речь в общении, дети не отделяют коммуникативную функцию речи от других ее функций, не отделяют слов от их предметного содержания, от своих потребностей и действий. Речевой поток для них выступает как нечто целое, они не умеют членить его на слова, не способны вычленять отдельные звуки в слове. У детей отсутствует познавательное отношение к речи.

Произношение и фонематический слух.

У большинства детей произношение отдельных звуков правильное, не в целом оно недостаточно четкое, что создает «смазанность» речи. Дефекты произношения могут быть обусловлены разными причинами: они могут отражать недостаточную дифференцированность связей внутри речедвигательного анализатора, но могут быть и следствием недостаточности обратной связи, т.е. могут определяться дефектами фонематического слуха. Данные, полученные В.И. Насоновой (1979), свидетельствуют о том, что проявления некоторой недостаточности фонематического слуха наблюдаются у 63% детей с ЗПР. При этом у 50% детей они оказываются очень легко выраженными и лишь у 13% наблюдаются более значительные затруднения в выделении и произношении акустически и артикуляционно сходных звуков. Недостатки в артикуляции детей, делая речь недостаточно понятной, могут оказать отрицательное влияние на развитие их активности в общении, затормозить её. Следует отметить, что в большинстве случаев эти дефекты устраняются в процессе обучения в начальных классах.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Внеклассная работа - как средство повышения интереса к учебе
Задача обучения и воспитания учащихся решается не только в рамках урока. Яркая и увлекательная по форме и разнообразия по содержанию внеклассная работа прививает интерес к предмету, повышает качество знаний учащихся. При организации нужно учесть давно оправдавший себя принцип создания взаимодополня ...

Алгоритм и модель формирования фонда целевого капитала автономного образовательного учреждения "Детский сад № 37"
Одним из перспективных направлений развития образовательных учреждений в России, в частности, такой формы управления как автономные образовательные учреждения, является создание и развитие системы благотворительности, механизмов привлечения пожертвований, введение специализированных фондов поддержк ...

Средства теоретического обучения
Средства обучения являются важным компонентом процесса обучения, который включает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся. Эта деятельность связана с применением определенных средств — слово преподавателя, текст книги, оборудование, приборы, учебные принадлежности, наглядные пособия и ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru