Образование » Эффективные программы по коррекции и развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития » Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития

Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития

Страница 1

О недостатках речи у многих детей с ЗПР свидетельствует, прежде всего, запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем, в результате отстает формирование эмпирических языковых обобщений. Нередко имеются недостатки произношения и различения отдельных звуков. В условиях повседневного общения недостатки словаря, грамматического оформления и произношения заметно не выступают. Нельзя не отметить «смазанность» речи большинства детей. Имея в виду их крайне низкую речевую активность, можно предположить, что эта нечеткость речи связана с малой подвижностью артикуляционного аппарата. Наиболее весомый вклад в изучение особенностей речи детей этой категории внесли Е.С. Слепович (1981,1989) и Р.Д. Тригер ( 1987, 1989, 1993). К старшему дошкольному возрасту, бытовая речь этих детей почти не отличается от характерной для нормально развивающихся сверстников. Ограниченность словаря детей, особенно активного, обнаруживается в тех случаях, когда им приходится пользоваться монологической речью ( когда детям предлагается пересказать прочитанный им рассказ, составить собственный рассказ по картинке, устное сочинения на заданную тему). В таких ситуациях выступают характерное для этих детей очень резко выраженное расхождение между объемом активного и пассивного словаря, особенно в отношении прилагательных, отсутствие в их речи многих слов, обозначающих свойства предметов и явлений окружающего мира, неточное употребление слов, часто с расширенным значением, крайняя ограниченность слов, обозначающие общие понятия, трудности активизации словарного запаса. Обнаруживаются затруднения и в словообразовании. Выполняя задание – образовать от знакомого существительного прилагательное, они могут использовать продуктивный, но не годящийся суффикс, в результате чего возникают неологизмы («окновый», «школовый»). Отставание в формировании грамматического строя проявляется в том, что дети, конструируя предложения, строят их крайне примитивно и делают много ошибок: нарушают порядок слов ( Мальчик учится в школе умный), не согласуют определения с определяемым словом, рассказ по картинке заменяют простым перечислением изображенных на ней объектов. Эти недостатки обнаруживаются в спонтанной и монологической речи детей. Из заданий, требующих использования монологической речи, наименее сложным оказался пересказ и наиболее трудным – рассказ на заданную тему, когда отсутствуют внешние опоры и высказывания строятся на основе создания ребенком внутреннего плана, который затем развертывается. Отставание в формировании контекстной речи, как в целом отставание в речевом развитии, является у детей вторичным дефектом, следствием недостаточности аналитико- синтетической деятельности, низкого уровня познавательной и речевой активности, несформированности мыслительных операций. Оно проявляется не только в недостатках экспрессивной речи, но и в трудностях понимания детьми некоторых грамматических конструкций. Большие трудности испытывают дети в понимании отношений, предаваемых формами творительного падежа (Покажи карандашом линейку), атрибутивных конструкций родительного падежа (брат отца), структур с необычным порядком слов (Ваню ударил Коля. Кто драчун?), сравнительных конструкций (Коля выше Вани, но ниже Сережи. Кто самый высокий?). Значительные затруднения вызывает у них понимание некоторых форм выражения пространственных отношений ( Нарисуй круг под квадратом). Важной особенностью является то, что как правило отсутствует отношение к речи как особой стороне действительности, особой реальности. Достаточно успешно используя речь в общении, дети не отделяют коммуникативную функцию речи от других ее функций, не отделяют слов от их предметного содержания, от своих потребностей и действий. Речевой поток для них выступает как нечто целое, они не умеют членить его на слова, не способны вычленять отдельные звуки в слове. У детей отсутствует познавательное отношение к речи.

Произношение и фонематический слух.

У большинства детей произношение отдельных звуков правильное, не в целом оно недостаточно четкое, что создает «смазанность» речи. Дефекты произношения могут быть обусловлены разными причинами: они могут отражать недостаточную дифференцированность связей внутри речедвигательного анализатора, но могут быть и следствием недостаточности обратной связи, т.е. могут определяться дефектами фонематического слуха. Данные, полученные В.И. Насоновой (1979), свидетельствуют о том, что проявления некоторой недостаточности фонематического слуха наблюдаются у 63% детей с ЗПР. При этом у 50% детей они оказываются очень легко выраженными и лишь у 13% наблюдаются более значительные затруднения в выделении и произношении акустически и артикуляционно сходных звуков. Недостатки в артикуляции детей, делая речь недостаточно понятной, могут оказать отрицательное влияние на развитие их активности в общении, затормозить её. Следует отметить, что в большинстве случаев эти дефекты устраняются в процессе обучения в начальных классах.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Понятие «Воспитательная технология». Воспитательный результат технологии
Воспитательная технология – приложена к процессу становления, формирования человека как соц.способного существа. ВТ – это прежде всего пед.технология. Пед.технологии в педагогике на слуху существуют более 10 лет. Вокруг феномена пед.технологий немало споров. Остановимся на процессуальном подходе, с ...

Методические разработки игр для развития музыкальных способностей младших школьников
Во время прохождении практики в младших классах я использовала различные игры для развития музыкальных способностей: для развития звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти, детского творчества. С помощью игр уроки у меня проходили интереснее. В дид ...

Теоретико-множественный смысл понятия числа и арифметических действий над ними
Чтобы понять, что такое натуральные числа, приведем такой пример. Между людьми имеются отношения, которые обозначаются словом «дружба». Каждый из вас должно быть, имеет друга или несколько друзей, и вам поэтому известно и понятно, что представляет собой это отношение. Но заметьте: имеется (существу ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru