Образование » Эффективные программы по коррекции и развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития

Эффективные программы по коррекции и развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразование в обществе диктуют необходимость формирования личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать разнообразные проблемы.

Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической полготовки к будущим жизненным ситуациям.

Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально- действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего места в системе отношений взрослых и потребностей быть взрослым. Важным является и то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Такого основное значение ролевой игры для развития ребенка.

Стоит отметить, что в условиях господства семейного воспитания есть только два вида деятельности, которые оказывают влияние на процессы развития ребенка. Это, во-первых, разнообразные формы труда в семье, во-вторых, игра в ее самых разнообразных формах. Труд все более и более вытесняется из жизни современной семьи, остаются лишь некоторые формы бытового труда по самообслуживанию. Игра, как все, что не является трудом, в совершенно нерасчленимой форме становится основной формой жизни ребенка, всеобщей и единственной спонтанно возникающей формой воспитания детей. Главным образом, ребенок отражает в играх те отношения и функции, которые осуществляют отдельные члены семьи к нему и друг другу.

Специальные исследования игры у детей с задержкой психического развития не решают всего круга вопросов, связанных с проблемой общего недоразвития речи, поэтому вопросы изучения устной речи у детей с задержкой психического развития в ходе игры имеют определенную актуальность, так как нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития. Поэтому приходится пользоваться чисто теоретическим анализом и сравнением поведения детей в игре с поведением в других видах деятельности.

Поэтому вопросы изучения особенностей развития речи в ходе игры приобретают особую актуальность.

Проблема исследования. Изучение состояния неречевых и речевых функций и их развитие у младших школьников с задержкой психического развития, в условиях массовой школы, с включением игровой ситуации.

Объект исследования. Неречевые и речевые функции у детей с задержкой психического развития, а также система коррекционной работы по преодолению системного недоразвития речи у данной категории детей.

Предмет исследования. Содержание логопедической работы по развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Цель исследования. Провести качественный анализ по результатам констатирующего эксперимента и спланировать коррекционную работу у младших школьников с задержкой психического развития в ходе игры.

Гипотеза. Эффективность логопедического обучения у младших школьников с задержкой психического развития будет существенно повышена, если коррекция системного недоразвития речи будет осуществляться параллельно с игрой.

Задачи исследования:

Раскрыть уровень актуальности проблемы на основе анализа специальной литературы.

Изучить сформированность речевых и неречевых функций у младших школьников с задержкой психического развития в ходе констатирующего эксперимента.

Выявить значение игры в речевом развитии у младших школьников с задержкой психического развития на основе анализа специальной литературы.

Определить основные пути коррекции речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Закрепление знаний методик, содержания коррекционной работы на основе литературных источников.

Методы исследования были выбраны с учетом предмета и объекта исследования, в соответствии с целью и задачами работы:

Теоретический анализ психолого-педагогической и научно- методической литературы.

Изучение медицинской и педагогической документации

Констатирующий эксперимент

Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют:

Уточнить и расширить знания об особенностях психического и речевого развития у младших школьников с задержкой психического развития.

Определить характер взаимосвязи речевого недоразвития с состоянием неречевых психических функций у младших школьников с задержкой психического развития.

Теоретически обосновать направление развивающей речевой работы, с включением игровых эпизодов.

Практическая значимость исследования заключается в определении основных путей коррекционно - педагогической работы, способствующей речевому развитию у младших школьников с задержкой психического развития, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему обучения данной категории детей.

Организация исследования. Базой исследования явился коррекционный класс при МОУ СОШ № 49 Орджоникидзевского района города Екатеринбурга.

Первый этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

Второй этап - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.

Экспериментом были охвачены 5 детей, среди которых все имели речевые нарушения, все ребята имеют диагноз: Общее недоразвитие речи, псевдобульбарная дизартрия.

Структура и объем работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы.

Общий текст - 168 страниц печатного текста.

Похожие публикации:

Психолого-педагогические рекомендации родителям по воспитанию детей с нарушением слуха в семье
Особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха в условиях семьи рассматриваются в работах Б.Д. Корсунской (1970), Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсоновой, Е.А. Ивановой (1991); Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской (1995), З.А. Пономаревой и Е.Т. Логиновой (1997), Л.В. Андреевой (2005) и др. Воспитание р ...

Технология творческого саморазвития личности
Технология творческого саморазвития личности предполагает широкое использование внутренних психогенных механизмов. Для этого в содержание образования включается методологическая компонента – учащиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития (самопознания, самовоспитания, самообразования, самоут ...

Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru