Образование » Эффективные программы по коррекции и развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития » Влияние игры на устную речь ребенка

Влияние игры на устную речь ребенка

Страница 1

Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка. О возникновении игры можно говорить только после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные координации, создающие возможность манипулирования и действий с предметами. Без умения удерживать предмет в руке невозможно и никакое действие с ним, невозможно и игровое действие.

Вся первая половина первого года жизни проходит при опережающем формировании сенсорных систем. Однако и сами сенсорные системы должны достичь известного уровня развития до того, как они включатся в единый сенсомоторный акт. Сосредоточение на предмете, слежение за движущимся предметом в разных направлениях и на разном расстоянии, конвергенция глаз и рассматривание развиваются раньше, чем возникнут первые движение к предмету, и являются предпосылкой появления этих движений.

Развитие сенсорных аппаратов с самого начала включено во взаимодействие ребенка с ухаживающими за ним взрослыми и происходит в процессе обучения. Взрослый наклоняется над ребенком, приближает и отдаляет свое лицо, отходит и приближается, подносит ребенку ярко окрашенный предмет и тем самым вызывает фиксацию взора ребенка на лице взрослого или игрушке, конвергенцию глаз и слежение. Развитие сенсорных систем опережает развитие сферы мануальных движений. Движения ребенка являются хаотичными, в то время как сенсорные системы становятся уже относительно управляемыми.

Важное значение для последующего развития акта хватания имеют ощупывающие движения рук. В процессе этих ощупывающих движений происходит оформление специфической тактильной чувствительности и превращение ладонной поверхности руки ребенка в упорядоченно работающий рецепторный аппарат. Свое начало развитие зрительно-двигательных координаций берет из «комплекса оживления». При оживлении в результате зрительного сосредоточения на предмете и хаотических движений сначала руки случайно наталкиваются на предмет, на этой основе образуется последующее направление рук к объекту, к этому присоединяется приведение в определенное положение кисти и пальцев рук.

Первоначальное формирование хватания и дальнейшее его совершенствование происходят в совместной деятельности с взрослым. Именно взрослый создает те разнообразные ситуации, при которых совершенствуется психическое управление движениями рук на основе зрительного восприятия предмета и его удаленности.

После образования акта хватания развитие движений переходит в новую фазу - фазу разнообразных повторных движений. Развитие повторных движений начинается с похлопывания по предмету. Ребенок не только похлопывает по предмету, но и размахивает им, перекладывает из одной руки в другую, повторно толкает висящий над ним предмет, ударяет одним предметом о другой и т.д. Повторные и цепные реакции, сопровождающиеся рассматриванием предмета, с которым производится манипулирование, и являются для ребенка этого возраста основными действиями с предметами. Рассматривание предмета, связанное с манипулированием заключается в том, что ребенок ставит предмет во все новые и новые положения и продолжает быть сосредоточенным до тех пор, пока не исчерпаны возможности новизны.

Таким образом:

Манипулятивные действия на первом году жизни появляются тогда, когда возникнут все необходимые для этого предпосылки, развивающиеся в первом полугодии жизни: сосредоточение, слежение, ощупывание, прислушивание и т.п., а также регулируемые со стороны зрения координированные движения.

В связи с формированием активных хватательных движений, ориентировочно - исследовательская активность ребенка переходит в новую форму. Ориентировка на новое, развивающаяся на протяжении всего второго полугодия жизни, представляет собой уже форму поведения, а не простую реакцию.

Новое не только побуждает активность ребенка по отношению к предмету, но и поддерживает ее. Действия ребенка первого года жизни побуждаются новизной предметов, открывающихся в ходе манипулирования ими. Исчерпание возможностей новизны ведет к прекращению действий с предметом.

К концу раннего детства подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре:

В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением

Усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей

Происходит обобщение действий и их отделение от предметов

Возникает сравнение своих действий с действиями взрослых

Происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, и вместе с тем возникает тенденция действовать самостоятельно, но как взрослый

Развитие речи ребенка тесно связано с другими сторонами его психического развития; в свою очередь, определенный уровень развития речи дошкольника - это необходимое условие для успешного усвоения ребенком письменной и устной речи и достижений в учебной деятельности. Безусловно, в процессе своей работы специалист должен опираться на ведущий вид деятельности ребенка в данном возрасте, чем и является игровая деятельность в дошкольном возрасте.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Противоречия между содержанием проекта и условиями его реализации
Как говорилось выше (в первой главе) в современной ситуации реализации развивающего обучения остро встает вопрос о соотношении «реального РО» с его проектом. Первостепенное значение вопрос имеет, прежде всего, для школьной практики. На сегодняшний день реализация проекта Развивающего Обучения на ма ...

Создание условий для повышения познавательной активности
1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательных и доверительных отношений между детьми и педагогом (см. 2. Использование занимательных аналогов. Пример 1. Объект лепки сравнивается с аналогичными натуральными предметами (либо их изображениями). Например: фрукты, овощи, цветы, дерев ...

Эмпирическое исследование профессионально важных качеств воспитателя в дошкольном образовательном учреждении
Для того чтобы воспитатель мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом в глазах своих воспитанников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным). Следует пола ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru