Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка. О возникновении игры можно говорить только после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные координации, создающие возможность манипулирования и действий с предметами. Без умения удерживать предмет в руке невозможно и никакое действие с ним, невозможно и игровое действие.
Вся первая половина первого года жизни проходит при опережающем формировании сенсорных систем. Однако и сами сенсорные системы должны достичь известного уровня развития до того, как они включатся в единый сенсомоторный акт. Сосредоточение на предмете, слежение за движущимся предметом в разных направлениях и на разном расстоянии, конвергенция глаз и рассматривание развиваются раньше, чем возникнут первые движение к предмету, и являются предпосылкой появления этих движений.
Развитие сенсорных аппаратов с самого начала включено во взаимодействие ребенка с ухаживающими за ним взрослыми и происходит в процессе обучения. Взрослый наклоняется над ребенком, приближает и отдаляет свое лицо, отходит и приближается, подносит ребенку ярко окрашенный предмет и тем самым вызывает фиксацию взора ребенка на лице взрослого или игрушке, конвергенцию глаз и слежение. Развитие сенсорных систем опережает развитие сферы мануальных движений. Движения ребенка являются хаотичными, в то время как сенсорные системы становятся уже относительно управляемыми.
Важное значение для последующего развития акта хватания имеют ощупывающие движения рук. В процессе этих ощупывающих движений происходит оформление специфической тактильной чувствительности и превращение ладонной поверхности руки ребенка в упорядоченно работающий рецепторный аппарат. Свое начало развитие зрительно-двигательных координаций берет из «комплекса оживления». При оживлении в результате зрительного сосредоточения на предмете и хаотических движений сначала руки случайно наталкиваются на предмет, на этой основе образуется последующее направление рук к объекту, к этому присоединяется приведение в определенное положение кисти и пальцев рук.
Первоначальное формирование хватания и дальнейшее его совершенствование происходят в совместной деятельности с взрослым. Именно взрослый создает те разнообразные ситуации, при которых совершенствуется психическое управление движениями рук на основе зрительного восприятия предмета и его удаленности.
После образования акта хватания развитие движений переходит в новую фазу - фазу разнообразных повторных движений. Развитие повторных движений начинается с похлопывания по предмету. Ребенок не только похлопывает по предмету, но и размахивает им, перекладывает из одной руки в другую, повторно толкает висящий над ним предмет, ударяет одним предметом о другой и т.д. Повторные и цепные реакции, сопровождающиеся рассматриванием предмета, с которым производится манипулирование, и являются для ребенка этого возраста основными действиями с предметами. Рассматривание предмета, связанное с манипулированием заключается в том, что ребенок ставит предмет во все новые и новые положения и продолжает быть сосредоточенным до тех пор, пока не исчерпаны возможности новизны.
Таким образом:
Манипулятивные действия на первом году жизни появляются тогда, когда возникнут все необходимые для этого предпосылки, развивающиеся в первом полугодии жизни: сосредоточение, слежение, ощупывание, прислушивание и т.п., а также регулируемые со стороны зрения координированные движения.
В связи с формированием активных хватательных движений, ориентировочно - исследовательская активность ребенка переходит в новую форму. Ориентировка на новое, развивающаяся на протяжении всего второго полугодия жизни, представляет собой уже форму поведения, а не простую реакцию.
Новое не только побуждает активность ребенка по отношению к предмету, но и поддерживает ее. Действия ребенка первого года жизни побуждаются новизной предметов, открывающихся в ходе манипулирования ими. Исчерпание возможностей новизны ведет к прекращению действий с предметом.
К концу раннего детства подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре:
В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением
Усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей
Происходит обобщение действий и их отделение от предметов
Возникает сравнение своих действий с действиями взрослых
Происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, и вместе с тем возникает тенденция действовать самостоятельно, но как взрослый
Развитие речи ребенка тесно связано с другими сторонами его психического развития; в свою очередь, определенный уровень развития речи дошкольника - это необходимое условие для успешного усвоения ребенком письменной и устной речи и достижений в учебной деятельности. Безусловно, в процессе своей работы специалист должен опираться на ведущий вид деятельности ребенка в данном возрасте, чем и является игровая деятельность в дошкольном возрасте.
Методы стимулирования и мотивации деятельности
Мотивация деятельности связана с ее стимулированием. Стимулировать - побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. Деятельность дает качественные результаты личности имеющей сильные, глубокие, яркие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать ...
Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях
Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учрежд ...
Понятие педагогической оценки. Функции оценки
Несмотря на то, что система оценок знаний применяется длительное время, основные положения до сих пор не разработаны. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме оценивания успешности учебной деятельности учащихся выявил ряд работ, в которых понятие «оценка» рассматривается с социальных ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.