Образование » Эмпирическое исследование социальной адаптации детей с доминантным правым полушарием в младших классах средней школы » Особенности обучения леворуких детей

Особенности обучения леворуких детей

Страница 1

Русское письмо основано на звукобуквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звукобуквенным анализом, очень характерен для леворуких детей.

Стоит ещё раз подчеркнуть, что леворукие дети отнюдь не однородная группа, а значит, у разных левшей могут быть разными и проявления трудностей и те меры коррекции, которые им необходимы. Вот некоторые общие условия письма: посадку, положение тетради, способ держания ручки. Прежде всего нужно учесть, что и правонаклонное, и лево-наклонное письмо практически невозможно для леворукого ребенка, так как при письме он будет рабочей рукой загораживать себе линию письма. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне тетради леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Положение тетради при этом может быть различным. Мы рекомендуем повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма. Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям.

Рис. 1.1. Положение при письме право-и леворукого ребенка

Рис. 1.2. Последовательность написания букв, характерная для левшей

Траектории движения руки при написании букв, как показывает опыт, могут быть самыми разными и не соответствовать тем, которым учат. Вот, например, наиболее часто встречающиеся. На рисунке 1. 2 точками обозначено начало движения, стрелкой – направление, цифрами – последовательность выполнения элементов. Как видите, при письме леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз. У них больше обрывов, меньше связность. Соединяются буквы, как правило, короткими прямыми линиями.

Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка.

По мнению некоторых ученых, подобное положение ручки при письме дает информацию о том, какое полушарие контролирует речевые и языковые функции у ребенка. Считается, что инвертированное положение ручки свидетельствует о том, что речевые функции ребенка контролируются левым полушарием.

Но существует и еще одно мнение, прямо противоположное: инвертированное положение ручки не отражает особенности деятельности полушарий коры головного мозга, а показывает несоответствие методики возможностям ребенка. Об этом свидетельствуют и наши наблюдения. В последние годы, особенно в тех случаях, когда требование безотрывности при письме соблюдается неукоснительно, очень часто и леворукие, и праворукие ученики держат ручку инвертированно. Это естественная реакция детей, которым трудно координировать одновременное передвижение руки вдоль строки и сложную траекторию движений при выполнении каждой буквы при безотрывном письме.

Ребенок вынужден либо сильно изменить позу при письме, либо держать ручку почти перпендикулярно строке, что возможно только при инвертированном ее положении. Такое положение ручки необходимо исправлять, так как оно вызывает очень сильное мышечное напряжение у праворукого ребенка, но не следует настаивать на исправлении положения ручки у леворукого.

Есть еще ряд требований, которые должны соблюдаться при работе леворукого ребенка в школе и дома. И прежде всего это особые требования к освещению рабочего места. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. В то же время ориентация парт в классе, положение доски те позволяют посадить леворукого ребенка так, чтобы свет падал справа, поэтому хорошо бы посадить его у окна, слева за партой. Там больше освещение, а кроме того, он не будет мешать соседу, работающему правой рукой. Но дома необходимо поставить лампу справа.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Выбор и обоснование критериев результативности технологии обучения латинскому языку
Определение эффективности функционирования технологии обучения для формирования профессионального интереса у учащихся медицинского колледжа, где латинский язык выступает как средство его формирования, связано с разработкой критериев и показателей ее результативности. Разработка и применение критери ...

Методы организации практической деятельности учащихся
Деятельность является основным источником приобретения учениками опыта социальных отношений и социального поведения. Каждая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых заключаются в действии, чьим элементом они являются. Действия – это процессы, мотивы которых ...

Принципы коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у детей ЗПР
Коррекция (от лат.: correctio – исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков развития детей. Коррекционно-воспитательная работа – система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru