Образование » Эффективные программы по коррекции и развитию устной речи у младших школьников с задержкой психического развития » Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития

Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития

Страница 3

При изучении словообразования у школьников с ЗПР выявилось довольно значительно число слов, которые не встречаются при выполнении таких заданий нормально развивающимися детьми. Особо следует рассмотреть случаи образования неологизмов- слов, не применяющихся обычно в речи, созданных самими детьми. В одних случаях такие слова образуются, когда ребенок, преобразуя слово, выделяет корневую морфему (прыгать - прыг, красить – крас), в других - неологизмы возникают в результате необычного соединения морфем. Например, правильно образовав уменьшительно – ласкательную форму «мостик» от слова «мост», ребенок использует затем этот же суффикс, неправомерно образуя от слов «гроза» и «соль» производные «грозик», «солик». Корни слов легко соединяются детьми с другими, обычно не сочетаемыми с ними суффиксами,в результате чего возникают неологизмы, как «грозаки», «грозилка», «грозник» ( от слова гроза).

Период словотворчества является нормальным в процессе развития речи в дошкольном возрасте (от 2 до 5) и заканчивается в старшем дошкольном возрасте. У детей с ЗПР наблюдается на 2 году обучения в школе.

Недостаточная сформированность грамматического строя речи детей с ЗПР может не обнаруживаться в спонтанной речи и поэтому замечается нередко, когда ребенок приступает к школьному обучению. Она проявляется в трудностях при овладении новыми формами речи – повествованием и рассуждением и выступает в ситуациях, требующих развернутых речевых высказываний. Как отмечает А.Р. Лурия (1963) именно невозможность перейти к связному развернутому высказыванию указывает на серьезные дефекты в грамматическом строе речи больного.

Показано, что ошибки в грамматическом построении самостоятельной речи наблюдались в половине составленных ими предложений. Естественно, что в части случаев недостатки в построении предложений могли быть связаны с трудностями осмысления набора слов. Отставание в речевом развитии, как это показывают исследования Г.Б. Шаумарова , К.К. Мамедова и других, сохраняется на протяжении всего школьного обучения детей с ЗПР.

Анализаторные системы воздействуют на всестороннее развитие психики ребенка и на развитие речи.

Нарушение функции какого-либо анализатора и анализаторного синтеза, либо позднее созревание определенных зон коры головного мозга, ведет к различным отклонениям в развитии психики и речи.

Логопедические методы должны опираться на системный анализ и качественное описание развития психических процессов ребенка.

Игра - ведущая деятельность ребенка и это важно учитывать, так как в работе по формированию речи логопеду необходимо использовать игровые формы занятий, вследствие чего деятельность логопеда становится интересной для ребенка, а необходимый материал усваивается быстрее.

Речь детей формируется и развивается во взаимосвязи с другими высшими психическими функциями. Многие дети, имеющие недоразвитие речи, испытывают затруднение при овладении программными требованиями, что обусловлено не только отклонением или недоразвитием речи, но и другими психическими процессами. Познавательная деятельность детей формируется в результате развития различных сторон психики, в том числе, в результате развития стереогноза, всех видов восприятия, пространственных представлений. Задержки созревания определенных зон мозга, нарушение интегративной работы различных анализаторных систем может быть причиной аномалий в развитии детей.

Констатирующий эксперимент проводился в специальном классе при МОУ СОШ № 49 города Екатеринбурга с 26.04.2010 по 17.05. 2010. Было обследовано пять детей с ЗПР. Работа проводилась в будни с 8.00 до 12.00 по 40 минут с перерывами на перемену, что позволило снизить утомляемость у детей.

Целью исследования явилось:

Изучения состояния развития речевых и неречевых процессов у детей школьного возраста в условиях речевой группы.

Изучение строилось с учетом принципов, сформулированных Р.Е. Левиной:

Принципа развития: Предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, а также эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта. В диагностике речевых нарушений принципиально важное значение имеет их анализ с позиций развития. Это позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения.

Принципа системности: Опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Содержание деятельности учителя музыки
Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; квалифицированно исполнять на инструменте аккомпанемент песен, а также прои ...

Планирование мероприятий религиозного воспитания осужденных
Отношения возникающие в ходе религиозного воспитания осужденных подлежат правовому регулированию – с этой целью практикуется заключение соглашений о сотрудничестве между соответствующими епархиями и Управлениями исполнения наказания. В которых оговариваются: взаимные обязанности сторон; порядок коо ...

Характеристика первого уровня речевого развития
На этом уровне у детей либо полостью отсутствует речь, либо имеются лишь ее элементы. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами. Лепетные слова включают в себя фрагменты слова (ки ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru