До сих пор часто повторяется положение: учитель – главная фигура в школе. При этом оно понимается чересчур прямолинейно. Между тем, главной фигурой школы и учебно-воспитательного процесса по существу является ученик. Это для него созданы школы, для него пишутся учебники, ради него работают учителя, и он, его работа, его деятельность, в конечном счете, определяют успех, эффективность работы учителей и всей школы.
Учителю необходимо изучать личность каждого ученика, т.к. это даст возможность предвидеть ситуации, поможет установить причины тех или иных особенностей ученика и что можно ожидать от него в будущем. Но прежде всего, учитель должен хорошо знать себя, научиться управлять в совершенстве своей собственной личностью.
Общеизвестно что, по сути педагогическая деятельность носит творческий характер. Какова же взаимосвязь профессионализма и творчества в деятельности педагога? Творчество обычно определяется как процесс, результатом которого является создание новых духовных или материальных ценностей. Однако при любом понимании критерия новизны творчество представляет собой мышление в его высшей форме.
Профессионализм педагога находится в тесной связи с творчеством.
Творчество в педагогической деятельности часто рассматривается как панацея от всех бед, как доминанта, не оставляющая место репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. Репродуктивность означает способность перестроить собственную педагогическую деятельность в изменившихся обстоятельствах.
Существует два вида результатов педагогической деятельности. Один из них относится к функциональным продуктам деятельности (уроку, занятию, методу, методике). Другой (и главный) предполагает психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности учащихся). Иначе говоря, основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности.
Педагогическая деятельность включает в себя воздействие учителя на учащихся (и воздействия учеников на учителя).
Удовлетворенность педагогической профессией существенно оптимизирует педагогическую деятельность, она тем выше, чем выше у педагога мотивационный комплекс. Таким образом, продуктивность педагогической деятельности во многом зависит и от силы и структуры профессиональной мотивации педагога.
Передовой опыт – это педагогический опыт, дающий хорошие результаты в учебно-воспитательном процессе. Передовой опыт имеет более массовый характер и в идеале должен стать преобладающим в работе учителей и школ.
Но одного передового опыта недостаточно для решения возникающих перед школой задач. Если работа какого-то учителя школы дает высокие результаты, то следует признать его передовым, а такого педагога материально и морально поощрять, пропагандировать его опыт, чтобы создать для массы учителей образцы для совершенствования их педагогической деятельности.
Следует также помнить, что всякий опыт, всякое новаторство имеют естественные ограничения. Нет единого пригодного для всех школ и учителей метода обучения. Есть общие принципы, общие идеи. Поэтому пропаганда передового, новаторского опыта должна вестись осторожно, по-деловому и конструктивно.
Принципы коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у детей
ЗПР
Коррекция (от лат.: correctio – исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков развития детей. Коррекционно-воспитательная работа – система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, ...
Организационно-педагогические основы опытно-экспериментальной
работы
Непрерывный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) проводился на базе государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность" клуба авторской песни "Роза ветров" г. Солнечногорска. В ходе опыт ...
Условия положительного воздействия
на творческие способности ребенка непредметного рисования
Непредметное рисование обладает такой важнейшей характеристикой, как свобода деятельности, т.е. ее неограниченность формальными рамками. Говоря о свободе творчества, ученые и педагоги-практики расходятся во мнении в одном аспекте этой проблемы: свобода и дисциплина (творчество и исполнительность).Э ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.