Образование » Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности » Личность учителя и педагогическая деятельность

Личность учителя и педагогическая деятельность

Страница 2

2. Такие умения и навыки учителя, как певческие и дирижерские, получили достаточное освещение в литературе; вопросам же исполнительской культуры учителя музыки пока еще не уделено должного внимания.

Проблема профессионально-педагогической подготовки будущего учителя исследуется в работах известных педагогов и психологов: В.П. Левитова, В.А. Сластенина, Ю.К. Васильева, Н.В. Кузьмина, П.Р. Скульского, Р.Х. Шакурова, В.П. Симонова, Г.С. Абрамовой, В.Н. Харькина, педагогов-новаторов и многих других .

Достаточно обстоятельно изучены педагогические способности и вопросы психологической подготовки студентов (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.К, Розов, В.Д. Шадриков), личность учителя (С.Г. Вершловский, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.), творческое решение педагогических задач и преодоление затруднений (Ю.Н. Кулюткин, Т.С. Полякова, Г.С. Сухабская и др.), педагогическое общение (А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, Р.Х. Шакуров и др.).

Личность учителя – источник и движущая сила профессиональной активности. Она придает направленность, смысл всему педагогическому труду, выражая мотивы социально-ценностные установки человека.

«Личность учителя – сложная совокупность его психологических качеств, способностей, состояний, определяющих характер его труда».

Но наличие даже самых значимых и привлекательных качеств личности учителя не дает ему гарантированного авторитета в глазах учеников. Принципиальность, высокий интеллект, доброта, естественно ценятся учащимися и позволяют учителю занять достойное место в системе межличностных отношений.

В современных теориях образования и педагогической деятельности прослеживается единая мысль о том, что без высокого профессионализма учителя, его культуры и нравственности, образовательные задачи общества реализованы быть не могут. Учитель – это лицо образовательной системы, и поэтому поиск нового содержания, форм, приоритетов в его подготовке закономерен.

Личность каждого человека представляет собой очень сложное и, зачастую, весьма противоречивое сочетание различных черт (качеств, свойств и особенностей). Это своеобразие обладает следующими важнейшими особенностями:

Личность есть единое целое всех ее различных черт. При этом каждая неразрывно связана с другими чертами и поэтому она приобретает совершенно разное, порой прямо противоположное значение, в зависимости от сложившегося у этой личности сочетания ее черт. Человека нужно воспитывать как целостную личность, следя за тем, чтобы формирующееся при этом своеобразное сочетание различных черт образовывало нравственную, социально ответственную личность. И когда мы замечаем, что какая-то черта данной личности приобретает отрицательный характер, то воздействовать необходимо не прямо на эту черту, а на всю личность в целом.

Хотя черты (качества и свойства) личности в процессе жизнедеятельности человека все время как-то меняются, трансформируются, однако, они в совокупности образуют целостную структуру личности, обладающую относительным постоянством, по крайней мере на некотором отрезке жизни. Только по этому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.

Личность всегда активна. Активность личности проявляется в разнообразной и многогранной деятельности. Личность стремиться к деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, ни существовать.

Личность может жить, существовать лишь в общении с другими личностями. Вне общения, в изоляции от общества, личность не может развиваться, не может существовать.

Структурно- иерархическая модель личности учителя.

Показателем зрелости педагогической деятельности является сформированность ее компонентов. Так, в ходе постановки учителем педагогических задач по степени важности – развивается педагогическое целеполагание.

Овладение учителем системой средств и способов решения педагогических задач, умение проникать в суть явления формирует у него педагогическое мышление.

Самоанализ учителя развивает у него педагогическую рефлексию.

В процессе организации оптимального педагогического общения формируется педагогический такт.

Личность учителя характеризуется педагогической направленностью.

Более высокий уровень структурно-иерархической моделиличности учителя составляют педагогические способности, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств: проектировочно-гностических и рефлексивно-перцептивных.

Проектировочно-гностические – определяют возможность и необходимость прогнозирования учителем индивидуального развития каждого ученика на основе всесторонних знаний о нем, а также управление поведением и сознанием ученика, воздействуя на его мотивы и цели. Рефлексивно-перцептивные – включают способности к изучению ученика, пониманию, сопереживанию ему; способность в связи с этим проанализировать, оценить, лучше понять себя. Эта группа способностей является ведущей, малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она свидетельствует об ориентации учителя на психическое развитие ученика. Все элементы системы связаны друг с другом на всех уровнях и образуют единое целое – личность учителя.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Особенности обучения леворуких детей
Русское письмо основано на звукобуквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звукобуквенным анализом, очень характерен для леворуких детей. Стоит ещё раз подчеркнуть, что леворукие дети отнюдь не однородная группа, а значит, у разных левшей могут быть разными и проявления трудностей и те ...

Причины снижения уровня интеллекта детей
Одной из проблем в младшем школьном возра­сте остается умственная отсталость, несмотря на то, что вни­мание многих специалистов (педагогов, врачей, психологов, гигиенистов, соци­альных работников) направлено на изуче­ние причин этого явления, которое, веро­ятнее всего, носит комплексный характер. О ...

Порядок проведения диагностики
В исследовании принимали участие 20 детей, учащихся школы № 15 города Москвы. 10 детей второго класса (4 мальчика и 6 девочек), и 10 детей из третьего класса (3 мальчика и 7 девочек). Исследование проводилось в классе. Диагностику лучше проводить в начале уроков. Детям раздаются бланки (заданием вн ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru