После общего мышечного расслабления и описанных упражнений приступают к тренировке мышц языка.
Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, сформировав нормативного произнесения звуков, может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, можно обеспечить положительный эффект.
Далее рассмотрим три основных проблема, которые могут наблюдаться при нарушении тонуса мышц артикуляционного аппарата, обусловленном дизартрией:
Массаж при двигательных нарушениях, обусловленных дизартрией
Известно, что дизартрия это нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Двигательные нарушения, могут быть выражены в разной степени: от паралича до незначительных отклонений в движении органов артикуляции, которые обусловлены нарушением тонуса мышц. В зависимости о клинической формы дизартрии, мышечный тонус может быть повышенным, пониженным или наблюдается мышечная дистония.
1) нарушение положения рта или акта жевания
2) нарушение звукопроизношения, связанного с состоянием мышц губ
3) нарушение звукопроизношения, связанного с состоянием мышц языка.
Первая, обозначенная проблема, может характеризоваться разнообразной симптоматикой, в том числе следующей: ребенок затрудняется широко открыть рот и/или удержать его в этой позиции; рот постоянно несколько приоткрыт, наблюдается гиперсаливация, ребенок отказывается есть твердую пищу при движении нижняя челюсть может отклоняться в сторону и т.п. Данная симптоматика свидетельствует о нарушении мышечного тонуса той группы мышц, которая осуществляет движения нижней челюсти.
В этих случаях, как правило, в первую очередь страдает т. н. группа жевательных мышц.
Таким образом, при составлении комплекса массажных движений, который имеет своей цель восстановление функции движения нижней челюсти и положения рта, необходимо учитывать не только мышцы первично выполняющие данную функцию, но и те мышцы, которые косвенно принимают участие движениях нижней челюсти. Соответственно логопед, выполняя массаж ребенку, имеющем вышеуказанные проблемы должен включить в массажный комплекс область шеи, дна полости рта височную область, область задней части щек, как с наружной, так и внутренней стороны. При этом необходимо учитывать состояние мышечного тонуса. В том случае, если тонус повышен, следует начинать массаж с мышц, косвенно принимающих участие в данных движениях или, иначе говоря, с второстепенных мышц. Напротив, если тонус понижен, следует начинать массаж с основной группы мыши и в первую очередь с жевательной и крыловидных, как несущих основную нагрузку в выполнении данной функции. Только в этом случае можно получить эффективный результат от логопедического массажа.
Вторая проблема, на которой бы хотелось остановиться, связана с нарушением двигательной функции мимических мышц лица. Это мышцы, которые участвуют в образовании различных мимических движений, отражают эмоциональное состояние человека и, соответственно, тесно связаны с эмоциогенными структурами центральной нервной системы.
В этом случае, при составлении комплекса массажа логопеду необходимо учитывать существование двух групп мышц, выполняющих разные функции. Так, круговая мышца рта выполняет только две основные функции: вытягивает губы вперед и сужает ротовую щель. Соответственно при патологии данной мышцы нарушается произношение губных согласных и лабиализованных гласных. Другая группа мышц расположена радиально по отношению к круговой мышце рта.
Обоснование
выбора игровых технологий учителем начальных классов
Выбор данной технологии в первую очередь связан с тем, что работают с детьми младшего школьного возраста, а игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести - семи ...
Предмет и задачи курса «Методика обучения истории»
Слово «методика» происходит от древнегреческого слова «методос», что означает «путь исследования», «способ познания». Значение его не всегда было одинаковым, оно менялось с развитием самой методики, с формированием ее научных основ. Первоначальные элементы методики обучения истории зародились с вве ...
Методы организации практической деятельности учащихся
Деятельность является основным источником приобретения учениками опыта социальных отношений и социального поведения. Каждая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых заключаются в действии, чьим элементом они являются. Действия – это процессы, мотивы которых ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.