В процессе внеурочной деятельности на занятиях кружков художественно-эстетического цикла («Музыкальная капель», «Юный художник») у младших школьников Инсарской СОШ № 2 воспитывается чувство патриотизма, которое является важной составляющей гражданственности. Формирование у младших школьников правильного отношения к самому себе, своей семье, окружающим людям, родной природе осуществляется в процессе занятий кружков «Юный правовед», «Юный краевед», занятий факультативного курса «Воспитай себя».
Большие возможности для формирования гражданственности у младших школьников представляет взаимодействие Инсарской СОШ № 2 с учреждениями дополнительного образования, осуществляемое в рамках реализации проекта «Школа гражданского становления». На занятиях кружков декоративно-прикладной направленности младшие школьники, с помощью педагогов Инсарского ДДТ и более старших воспитанников, выполняют коллективные работы гражданско-патриотической направленности.
Государственные образовательные стандарты нового поколения ориентируют современную школу на реализацию системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников. Учитывая требования современных стандартов и социально-региональные условия города Инсара, мы, совместно с педагогами Инсарской СОШ № 2, разработали систему занятий и тематическое планирование факультативного курса по гражданскому воспитанию в начальной школе «Я и мир вокруг меня».
Разработанная нами система занятий факультативного курса рассчитана на 68 учебных часов, включает в себя 4 тематических блока и предполагает теоретические и практические занятия, направленные на формирование гражданственности у младших школьников. Тематическое планирование занятий факультативного курса представлено в таблице 2.
Таблица 2 – Тематическое планирование факультативного курса по гражданскому воспитанию в начальной школе « Я и мир вокруг меня»
№ п/п |
Темы занятий |
Цель занятий |
Количество часов | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Блок 1 - «Моя Родина – Россия» |
20 | |||
1. |
«Широка ты, моя Отчизна!» 1) Россия на карте. Разнообразие нашей флоры и фауны 2) «Дружная семья российских народов» 3) Рефлексия. Отгадывание кроссворда |
Знакомство учащихся с местоположением России на карте, с многонациональностью нашего государства, с принципами сосуществования людей с разной верой. |
3 1 1 1 | |
2. |
«Символы России» |
Знакомство младших школьников с государственными символами России; воспитание уважения к государственному флагу, гербу, гимну. |
3 | |
1) Что такое государствен-ная символика? Гимн Рос-сии 2) Государственный герб 3) Государственный флаг |
1 1 1 | |||
3. |
«Государственные, семейные, школьные праздники» 1) Государственные праздники России. 2)Что такое традиции? Традиции в семье и школе 3) Игра «Я придумал праздник» |
Знакомство с государственными праздниками; формирование традиции праздников в семье, школе. |
3 1 1 1 | |
4. |
«Как устроена моя страна, мой класс?» 1) Кто управляет нашей страной? 2) Я - гражданин России 3) Права и обязанности |
Знакомство младших школьников с политическим устройством нашего государства; создание условий для того, чтобы дети смогли попробовать свои силы в построении «государства» - уклада в классе. |
3 1 1 1 | |
5. |
КТД «Путешествие по родной стране» |
Пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (стране, России, природе, народному творчеству, традициям); формирование опыта овладения культурой своего и других народов. |
8 | |
Блок 2 - «Моя малая родина» |
16 | |||
1. |
«У каждого города своя история» 1) История образования г. Инсара 2) Краткая история развития Инсарского района 3) «Город Инсар в будущем» - защита рисунков |
Знакомство учащихся с историей образования г. Инсара; формирование чувства привязанности к родному краю. |
3 1 1 1 | |
2. |
«Исторические уголки родного края» 1) Старинные здания Инсарского района; их прошлое и настоящее 2) Свято-Ольгинский женский монастырь, церковь Рождества Христова в г. Инсаре |
Формирование способности к пониманию того, что забота о городе, улице, доме, где мы живем – долг каждого из нас; воспитание любви и гордости за родной край. |
4 1 1 | |
3) Памятник стратонавтам, памятник советскому солдату 4) Конкурс рисунков «Мой край родной» |
1 1 | |||
3. |
«Геральдика Республики Мордовия и города Инсара» 1) Герб Республики Мордовия 2) Герб города Инсара 3) Конкурс рисунков, посвященный геральдике родного края |
Знакомство младших школьников с гербом Республики Мордовия и гербом города Инсара. |
3 1 1 1 | |
4. |
«Люди, прославившие наш район» 1) Их именами названы улицы района: Антропова, Бибишева. 2) Спортивная слава г. Инсара: С. Кирдяпкин, А. Парваткин 3) Викторина «Имена, имена, имена» |
Знакомство младших школьников с именами земляков, прославивших Инсарский район. |
4 1 1 1 | |
5. |
Экскурсия на родину Героя Советского Союза В.Я. Антропова (в село Кульмеж) |
Знакомство младших школьников с подвигом их земляка, воспитание чувства патриотизма. |
2 | |
Блок 3. «Мир внутри и вокруг меня» |
12 | |||
1. |
«Что такое хорошо? Что такое плохо?» 1) Этическая беседа 2) Игра «Добро и зло» |
Формирование нравственной сферы личности, развитие самооценки учащихся. |
2 1 1 | |
2. |
«Я, моя семья, мои друзья» 1) Почему меня так назвали? Что означает моя фамилия? 2) «Моя семья – моя радость» - конкурс сочинений. 3) Мои друзья. Наши взаимоотношения |
Воспитание чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям. |
3 1 1 1 | |
4. |
«Я, мы и природа» 1) Лес – богатство нашей Родины, нам завещано его беречь 2) Знакомство с Красной Книгой России |
Формирование у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде |
3 1 1 | |
3) Практическое занятие – создание плаката «Берегите родную природу» |
1 | |||
5. |
«Быть здоровым – это важно» 1) Если хочешь быть здоров… 2) Вредные привычки 3) «Веселые старты» 4) Сбор пословиц о здоровом образе жизни |
Формирование потребности в здоровом образе жизни |
4 1 1 1 1 | |
Блок 4. «Моя деятельность» |
20 | |||
1. |
Проектная деятельность 1) «Моя родословная» 2) «Россия – Родина моя» |
Формирование умений и навыков учащихся в изучении своей родословной, истории, природы, культуры своей страны, развитие исследовательских способностей |
12 6 6 | |
2. |
«Открытая трибуна» 1) Чем я могу быть полезным для своей страны, малой родины, семьи, друзей? 2) Гражданин России – это человек, который… 3) Почему нужно беречь природу? 4) За что я люблю свою малую родину? |
Создание условий для раскрытия детей, умения взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои отношения с близкими, друзьями; развитие коммуникативных навыков младших школьников. |
8 2 2 2 2 | |
Итого часов по курсу « Я и мир вокруг меня» |
68 | |||
Семья. Функции семьи
Семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Как и любой социальный институт, она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнед ...
Подвижник педагогики Песталоцци
Педагогический мир отмечает в 1996 г. 250-летие со дня рождения выдающегося швейцарского педагога Иоанна Генриха Песталоцци. Его жизнь и судьба вошли в летопись педагогических исканий человечества. Это было время, когда экономическое и социокультурное развитие западноевропейских стран потребовало р ...
Формирование лексического строя речи в онтогенезе
Ребенок не рождается со сложившейся речью, а постепенно шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Развитие лексического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: Л.С. Выг ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.