Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения

Методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения

Страница 3

В процессе внеурочной деятельности на занятиях кружков художественно-эстетического цикла («Музыкальная капель», «Юный художник») у младших школьников Инсарской СОШ № 2 воспитывается чувство патриотизма, которое является важной составляющей гражданственности. Формирование у младших школьников правильного отношения к самому себе, своей семье, окружающим людям, родной природе осуществляется в процессе занятий кружков «Юный правовед», «Юный краевед», занятий факультативного курса «Воспитай себя».

Большие возможности для формирования гражданственности у младших школьников представляет взаимодействие Инсарской СОШ № 2 с учреждениями дополнительного образования, осуществляемое в рамках реализации проекта «Школа гражданского становления». На занятиях кружков декоративно-прикладной направленности младшие школьники, с помощью педагогов Инсарского ДДТ и более старших воспитанников, выполняют коллективные работы гражданско-патриотической направленности.

Государственные образовательные стандарты нового поколения ориентируют современную школу на реализацию системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников. Учитывая требования современных стандартов и социально-региональные условия города Инсара, мы, совместно с педагогами Инсарской СОШ № 2, разработали систему занятий и тематическое планирование факультативного курса по гражданскому воспитанию в начальной школе «Я и мир вокруг меня».

Разработанная нами система занятий факультативного курса рассчитана на 68 учебных часов, включает в себя 4 тематических блока и предполагает теоретические и практические занятия, направленные на формирование гражданственности у младших школьников. Тематическое планирование занятий факультативного курса представлено в таблице 2.

Таблица 2 – Тематическое планирование факультативного курса по гражданскому воспитанию в начальной школе « Я и мир вокруг меня»

п/п

Темы занятий

Цель занятий

Количество часов

1

2

3

4

Блок 1 - «Моя Родина – Россия»

20

1.

«Широка ты, моя Отчизна!»

1) Россия на карте. Разнообразие нашей флоры и фауны

2) «Дружная семья российских народов»

3) Рефлексия. Отгадывание кроссворда

Знакомство учащихся с местоположением России на карте, с многонациональностью нашего государства, с принципами сосуществования людей с разной верой.

3

1

1

1

2.

«Символы России»

Знакомство младших школьников с государственными символами России; воспитание уважения к государственному флагу, гербу, гимну.

3

1) Что такое государствен-ная символика? Гимн Рос-сии

2) Государственный герб

3) Государственный флаг

1

1

1

3.

«Государственные, семейные, школьные праздники»

1) Государственные праздники России.

2)Что такое традиции? Традиции в семье и школе

3) Игра «Я придумал праздник»

Знакомство с государственными праздниками; формирование традиции праздников в семье, школе.

3

1

1

1

4.

«Как устроена моя страна, мой класс?»

1) Кто управляет нашей страной?

2) Я - гражданин России

3) Права и обязанности

Знакомство младших школьников с политическим устройством нашего государства; создание условий для того, чтобы дети смогли попробовать свои силы в построении «государства» - уклада в классе.

3

1

1

1

5.

КТД «Путешествие по родной стране»

Пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (стране, России, природе, народному творчеству, традициям); формирование опыта овладения культурой своего и других народов.

8

Блок 2 - «Моя малая родина»

16

1.

«У каждого города своя история»

1) История образования г. Инсара

2) Краткая история развития Инсарского района

3) «Город Инсар в будущем» - защита рисунков

Знакомство учащихся с историей образования г. Инсара; формирование чувства привязанности к родному краю.

3

1

1

1

2.

«Исторические уголки родного края»

1) Старинные здания Инсарского района; их прошлое и настоящее

2) Свято-Ольгинский женский монастырь, церковь Рождества Христова в г. Инсаре

Формирование способности к пониманию того, что забота о городе, улице, доме, где мы живем – долг каждого из нас; воспитание любви и гордости за родной край.

4

1

1

3) Памятник стратонавтам, памятник советскому солдату

4) Конкурс рисунков «Мой край родной»

1

1

3.

«Геральдика Республики Мордовия и города Инсара»

1) Герб Республики Мордовия

2) Герб города Инсара

3) Конкурс рисунков, посвященный геральдике родного края

Знакомство младших школьников с гербом Республики Мордовия и гербом города Инсара.

3

1

1

1

4.

«Люди, прославившие наш район»

1) Их именами названы улицы района: Антропова, Бибишева.

2) Спортивная слава г. Инсара: С. Кирдяпкин,

А. Парваткин

3) Викторина «Имена, имена, имена»

Знакомство младших школьников с именами земляков, прославивших Инсарский район.

4

1

1

1

5.

Экскурсия на родину Героя Советского Союза

В.Я. Антропова (в село Кульмеж)

Знакомство младших школьников с подвигом их земляка, воспитание чувства патриотизма.

2

Блок 3. «Мир внутри и вокруг меня»

12

1.

«Что такое хорошо? Что такое плохо?»

1) Этическая беседа

2) Игра «Добро и зло»

Формирование нравственной сферы личности, развитие самооценки учащихся.

2

1

1

2.

«Я, моя семья, мои друзья»

1) Почему меня так назвали? Что означает моя фамилия?

2) «Моя семья – моя радость» - конкурс сочинений.

3) Мои друзья. Наши взаимоотношения

Воспитание чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям.

3

1

1

1

4.

«Я, мы и природа»

1) Лес – богатство нашей Родины, нам завещано его беречь

2) Знакомство с Красной Книгой России

Формирование у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде

3

1

1

3) Практическое занятие – создание плаката «Берегите родную природу»

1

5.

«Быть здоровым – это важно»

1) Если хочешь быть здоров…

2) Вредные привычки

3) «Веселые старты»

4) Сбор пословиц о здоровом образе жизни

Формирование потребности в здоровом образе жизни

4

1

1

1

1

Блок 4. «Моя деятельность»

20

1.

Проектная деятельность

1) «Моя родословная»

2) «Россия – Родина моя»

Формирование умений и навыков учащихся в изучении своей родословной, истории, природы, культуры своей страны, развитие исследовательских способностей

12

6

6

2.

«Открытая трибуна»

1) Чем я могу быть полезным для своей страны, малой родины, семьи, друзей?

2) Гражданин России – это человек, который…

3) Почему нужно беречь природу?

4) За что я люблю свою малую родину?

Создание условий для раскрытия детей, умения взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои отношения с близкими, друзьями; развитие коммуникативных навыков младших школьников.

8

2

2

2

2

Итого часов по курсу « Я и мир вокруг меня»

68

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Методика воспитания выразительности и координации движений посредством музыкальных игр и танцев
Анализ методической и научной литературы показывает, что художественная гимнастика один из видов спорта со сложно координационной деятельностью, требующей от спортсменок не только широкого круга умений, навыков и качеств, но и проявление высокой степени выразительности и координации движений. В име ...

Организация работы по повышению профессиональной квалификации педагогов
Анализ существующей в МАДОУ детском саду № 37 "Красная шапочка" системы повышения профессиональной квалификации сотрудников показал её существенные недостатки. Уровень квалификации сотрудников учреждения в настоящее время относительно невысок. В наше время дошкольное образовательное учреж ...

Организация учебного процесса при компетентностном подходе
При формировании компетентностей учащихся учебные занятия планируются так, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. С ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru