Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения

Методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения

Страница 3

В процессе внеурочной деятельности на занятиях кружков художественно-эстетического цикла («Музыкальная капель», «Юный художник») у младших школьников Инсарской СОШ № 2 воспитывается чувство патриотизма, которое является важной составляющей гражданственности. Формирование у младших школьников правильного отношения к самому себе, своей семье, окружающим людям, родной природе осуществляется в процессе занятий кружков «Юный правовед», «Юный краевед», занятий факультативного курса «Воспитай себя».

Большие возможности для формирования гражданственности у младших школьников представляет взаимодействие Инсарской СОШ № 2 с учреждениями дополнительного образования, осуществляемое в рамках реализации проекта «Школа гражданского становления». На занятиях кружков декоративно-прикладной направленности младшие школьники, с помощью педагогов Инсарского ДДТ и более старших воспитанников, выполняют коллективные работы гражданско-патриотической направленности.

Государственные образовательные стандарты нового поколения ориентируют современную школу на реализацию системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников. Учитывая требования современных стандартов и социально-региональные условия города Инсара, мы, совместно с педагогами Инсарской СОШ № 2, разработали систему занятий и тематическое планирование факультативного курса по гражданскому воспитанию в начальной школе «Я и мир вокруг меня».

Разработанная нами система занятий факультативного курса рассчитана на 68 учебных часов, включает в себя 4 тематических блока и предполагает теоретические и практические занятия, направленные на формирование гражданственности у младших школьников. Тематическое планирование занятий факультативного курса представлено в таблице 2.

Таблица 2 – Тематическое планирование факультативного курса по гражданскому воспитанию в начальной школе « Я и мир вокруг меня»

п/п

Темы занятий

Цель занятий

Количество часов

1

2

3

4

Блок 1 - «Моя Родина – Россия»

20

1.

«Широка ты, моя Отчизна!»

1) Россия на карте. Разнообразие нашей флоры и фауны

2) «Дружная семья российских народов»

3) Рефлексия. Отгадывание кроссворда

Знакомство учащихся с местоположением России на карте, с многонациональностью нашего государства, с принципами сосуществования людей с разной верой.

3

1

1

1

2.

«Символы России»

Знакомство младших школьников с государственными символами России; воспитание уважения к государственному флагу, гербу, гимну.

3

1) Что такое государствен-ная символика? Гимн Рос-сии

2) Государственный герб

3) Государственный флаг

1

1

1

3.

«Государственные, семейные, школьные праздники»

1) Государственные праздники России.

2)Что такое традиции? Традиции в семье и школе

3) Игра «Я придумал праздник»

Знакомство с государственными праздниками; формирование традиции праздников в семье, школе.

3

1

1

1

4.

«Как устроена моя страна, мой класс?»

1) Кто управляет нашей страной?

2) Я - гражданин России

3) Права и обязанности

Знакомство младших школьников с политическим устройством нашего государства; создание условий для того, чтобы дети смогли попробовать свои силы в построении «государства» - уклада в классе.

3

1

1

1

5.

КТД «Путешествие по родной стране»

Пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (стране, России, природе, народному творчеству, традициям); формирование опыта овладения культурой своего и других народов.

8

Блок 2 - «Моя малая родина»

16

1.

«У каждого города своя история»

1) История образования г. Инсара

2) Краткая история развития Инсарского района

3) «Город Инсар в будущем» - защита рисунков

Знакомство учащихся с историей образования г. Инсара; формирование чувства привязанности к родному краю.

3

1

1

1

2.

«Исторические уголки родного края»

1) Старинные здания Инсарского района; их прошлое и настоящее

2) Свято-Ольгинский женский монастырь, церковь Рождества Христова в г. Инсаре

Формирование способности к пониманию того, что забота о городе, улице, доме, где мы живем – долг каждого из нас; воспитание любви и гордости за родной край.

4

1

1

3) Памятник стратонавтам, памятник советскому солдату

4) Конкурс рисунков «Мой край родной»

1

1

3.

«Геральдика Республики Мордовия и города Инсара»

1) Герб Республики Мордовия

2) Герб города Инсара

3) Конкурс рисунков, посвященный геральдике родного края

Знакомство младших школьников с гербом Республики Мордовия и гербом города Инсара.

3

1

1

1

4.

«Люди, прославившие наш район»

1) Их именами названы улицы района: Антропова, Бибишева.

2) Спортивная слава г. Инсара: С. Кирдяпкин,

А. Парваткин

3) Викторина «Имена, имена, имена»

Знакомство младших школьников с именами земляков, прославивших Инсарский район.

4

1

1

1

5.

Экскурсия на родину Героя Советского Союза

В.Я. Антропова (в село Кульмеж)

Знакомство младших школьников с подвигом их земляка, воспитание чувства патриотизма.

2

Блок 3. «Мир внутри и вокруг меня»

12

1.

«Что такое хорошо? Что такое плохо?»

1) Этическая беседа

2) Игра «Добро и зло»

Формирование нравственной сферы личности, развитие самооценки учащихся.

2

1

1

2.

«Я, моя семья, мои друзья»

1) Почему меня так назвали? Что означает моя фамилия?

2) «Моя семья – моя радость» - конкурс сочинений.

3) Мои друзья. Наши взаимоотношения

Воспитание чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям.

3

1

1

1

4.

«Я, мы и природа»

1) Лес – богатство нашей Родины, нам завещано его беречь

2) Знакомство с Красной Книгой России

Формирование у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде

3

1

1

3) Практическое занятие – создание плаката «Берегите родную природу»

1

5.

«Быть здоровым – это важно»

1) Если хочешь быть здоров…

2) Вредные привычки

3) «Веселые старты»

4) Сбор пословиц о здоровом образе жизни

Формирование потребности в здоровом образе жизни

4

1

1

1

1

Блок 4. «Моя деятельность»

20

1.

Проектная деятельность

1) «Моя родословная»

2) «Россия – Родина моя»

Формирование умений и навыков учащихся в изучении своей родословной, истории, природы, культуры своей страны, развитие исследовательских способностей

12

6

6

2.

«Открытая трибуна»

1) Чем я могу быть полезным для своей страны, малой родины, семьи, друзей?

2) Гражданин России – это человек, который…

3) Почему нужно беречь природу?

4) За что я люблю свою малую родину?

Создание условий для раскрытия детей, умения взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои отношения с близкими, друзьями; развитие коммуникативных навыков младших школьников.

8

2

2

2

2

Итого часов по курсу « Я и мир вокруг меня»

68

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Семья. Функции семьи
Семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Как и любой социальный институт, она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнед ...

Подвижник педагогики Песталоцци
Педагогический мир отмечает в 1996 г. 250-летие со дня рождения выдающегося швейцарского педагога Иоанна Генриха Песталоцци. Его жизнь и судьба вошли в летопись педагогических исканий человечества. Это было время, когда экономическое и социокультурное развитие западноевропейских стран потребовало р ...

Формирование лексического строя речи в онтогенезе
Ребенок не рождается со сложившейся речью, а постепенно шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Развитие лексического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: Л.С. Выг ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru