Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения

Методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения

Страница 7

Разработанная нами система занятий призвана способствовать тому, чтобы каждый ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Она направлена на усвоение младшими школьниками общественных ценностей, нравственных норм поведения человека, гражданина.

В условиях современного этапа развития российского общества, его ориентации на построение правового демократического государства, формирование гражданственности младших школьников является одной из наиболее важных социальных и психолого-педагогических проблем современной России и одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Историко-педагогический анализ развития отечественной системы гражданского воспитания показывает, что в различные исторические периоды гражданское воспитание в России основывалось на разных идеях. Соответственно, на разных исторических этапах акценты в определении ключевых понятий гражданского воспитания расставлялись по-разному. Важными составляющими гражданственности на современном этапе признаются патриотизм, этническая толерантность, нравственная и правовая культура личности.

Процесс формирования гражданственности у современных младших школьников направлен на овладение гражданскими ценностями, включающими в себя идеалы, убеждения, соответствующую нравственную позицию, и овладение социально ценным жизненным опытом. Одним из главных показателей воспитания личности как гражданина является уровень проявления гражданской воспитанности. Для выявления уровня гражданской воспитанности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения мы провели диагностическое исследование на базе средних общеобразовательных школ № 1 и № 2 города Инсара Республики Мордовия, одна из которых (Инсарская СОШ № 2) является экспериментальной площадкой по апробации образовательных стандартов второго поколения в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия.

Диагностика уровня гражданской воспитанности младших школьников проводилась по различным методикам. Сравнительный анализ результатов диагностики, полученных в обеих школах, показал, что уровень проявления гражданской воспитанности у младших школьников Инсарской СОШ № 2 выше, чем у их сверстников, обучающихся в Инсарской СОШ № 1, не участвующей в апробации стандартов нового поколения.

Обобщение изученного в процессе исследования опыта российских школ по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации государственных образовательных стандартов второго поколения, позволило нам сделать вывод о том, что требования образовательных стандартов второго поколения предполагают реализацию системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию. В соответствии с данным подходом формирование гражданственности у младших школьников осуществляется в учебно-воспитательном процессе, важной частью которого является внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня по различным направлениям. Наиболее эффективными, с точки зрения формирования гражданственности у младших школьников, являются следующие направления деятельности: гражданско-правовое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, социальное, научно-познавательное, общекультурное, художественно-эстетичес-кое, и проектная деятельность.

На основании изученного опыта, учитывая региональные особенности и специфику работы школы, на базе которой проводилось наше исследование, мы разработали систему занятий, тематическое планирование факультативного курса для начальной школы «Я и мир вокруг меня» и методические рекомендации по его реализации. Занятия данного курса направлены на формирование гражданственности младших школьников. Они позволяют заложить в ребенке чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать гражданское отношение к делам и поступкам.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Опыт осуществления оценки качества с участием потребителей и трудности субъектов оценки
Теоретические основы оценки качества образовательных услуг с участием потребителей» посвящена разработке и теоретическому обоснованию модели оценки качества образовательных услуг. Оценка в данном исследовании рассматривается как деятельность, которой присущи все атрибутивные характеристики деятельн ...

Теоретико-множественный смысл понятия числа и арифметических действий над ними
Чтобы понять, что такое натуральные числа, приведем такой пример. Между людьми имеются отношения, которые обозначаются словом «дружба». Каждый из вас должно быть, имеет друга или несколько друзей, и вам поэтому известно и понятно, что представляет собой это отношение. Но заметьте: имеется (существу ...

Содержание и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
В дошкольный возраст ребенок вступает, достаточно хорошо ориентируясь в привычной среде, умея обращаться со множеством доступных ему общественных предметов. В этот период его начинают интересовать вещи, выходящие за рамки конкретной наличной ситуации. Расширяются круг общения ребенка и круг его инт ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru