Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения

Методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения

Страница 7

Разработанная нами система занятий призвана способствовать тому, чтобы каждый ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Она направлена на усвоение младшими школьниками общественных ценностей, нравственных норм поведения человека, гражданина.

В условиях современного этапа развития российского общества, его ориентации на построение правового демократического государства, формирование гражданственности младших школьников является одной из наиболее важных социальных и психолого-педагогических проблем современной России и одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Историко-педагогический анализ развития отечественной системы гражданского воспитания показывает, что в различные исторические периоды гражданское воспитание в России основывалось на разных идеях. Соответственно, на разных исторических этапах акценты в определении ключевых понятий гражданского воспитания расставлялись по-разному. Важными составляющими гражданственности на современном этапе признаются патриотизм, этническая толерантность, нравственная и правовая культура личности.

Процесс формирования гражданственности у современных младших школьников направлен на овладение гражданскими ценностями, включающими в себя идеалы, убеждения, соответствующую нравственную позицию, и овладение социально ценным жизненным опытом. Одним из главных показателей воспитания личности как гражданина является уровень проявления гражданской воспитанности. Для выявления уровня гражданской воспитанности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения мы провели диагностическое исследование на базе средних общеобразовательных школ № 1 и № 2 города Инсара Республики Мордовия, одна из которых (Инсарская СОШ № 2) является экспериментальной площадкой по апробации образовательных стандартов второго поколения в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия.

Диагностика уровня гражданской воспитанности младших школьников проводилась по различным методикам. Сравнительный анализ результатов диагностики, полученных в обеих школах, показал, что уровень проявления гражданской воспитанности у младших школьников Инсарской СОШ № 2 выше, чем у их сверстников, обучающихся в Инсарской СОШ № 1, не участвующей в апробации стандартов нового поколения.

Обобщение изученного в процессе исследования опыта российских школ по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации государственных образовательных стандартов второго поколения, позволило нам сделать вывод о том, что требования образовательных стандартов второго поколения предполагают реализацию системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию. В соответствии с данным подходом формирование гражданственности у младших школьников осуществляется в учебно-воспитательном процессе, важной частью которого является внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня по различным направлениям. Наиболее эффективными, с точки зрения формирования гражданственности у младших школьников, являются следующие направления деятельности: гражданско-правовое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, социальное, научно-познавательное, общекультурное, художественно-эстетичес-кое, и проектная деятельность.

На основании изученного опыта, учитывая региональные особенности и специфику работы школы, на базе которой проводилось наше исследование, мы разработали систему занятий, тематическое планирование факультативного курса для начальной школы «Я и мир вокруг меня» и методические рекомендации по его реализации. Занятия данного курса направлены на формирование гражданственности младших школьников. Они позволяют заложить в ребенке чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать гражданское отношение к делам и поступкам.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Урок - это классическая форма передачи знаний
Урок - это классическая форма передачи знаний. Настрой, с которым учитель приходит в класс фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степень включенности учащихся, дисциплину на уроке, качество урока, успешность процесса и результат. Излишняя легкость и веселость приводит к повыш ...

Особенности формирования алгоритмических умений
Содержательно - методические линии во многих отношениях обнаруживают сходство друг с другом. К наиболее существенным общим чертам относятся ранняя выделенность ведущего в линии понятия; длительный срок его функционирования в курсе как предмета изучения; формирование систем понятий, раскрывающих сод ...

Содержание и организация процесса сопровождения
То, что учить разных детей одинаково нельзя - истина, известная каждому педагогу. Но всегда ли удаётся реализовать её в повседневной работе с детьми. Есть ли у вас в классе одарённые дети? Как их выявить? Как учить? Что считать одарённостью? По мнению ученых, количество явно или неявно одарённых де ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru