Разработанная нами система занятий призвана способствовать тому, чтобы каждый ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Она направлена на усвоение младшими школьниками общественных ценностей, нравственных норм поведения человека, гражданина.
В условиях современного этапа развития российского общества, его ориентации на построение правового демократического государства, формирование гражданственности младших школьников является одной из наиболее важных социальных и психолого-педагогических проблем современной России и одним из основных принципов государственной политики в области образования.
Историко-педагогический анализ развития отечественной системы гражданского воспитания показывает, что в различные исторические периоды гражданское воспитание в России основывалось на разных идеях. Соответственно, на разных исторических этапах акценты в определении ключевых понятий гражданского воспитания расставлялись по-разному. Важными составляющими гражданственности на современном этапе признаются патриотизм, этническая толерантность, нравственная и правовая культура личности.
Процесс формирования гражданственности у современных младших школьников направлен на овладение гражданскими ценностями, включающими в себя идеалы, убеждения, соответствующую нравственную позицию, и овладение социально ценным жизненным опытом. Одним из главных показателей воспитания личности как гражданина является уровень проявления гражданской воспитанности. Для выявления уровня гражданской воспитанности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения мы провели диагностическое исследование на базе средних общеобразовательных школ № 1 и № 2 города Инсара Республики Мордовия, одна из которых (Инсарская СОШ № 2) является экспериментальной площадкой по апробации образовательных стандартов второго поколения в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия.
Диагностика уровня гражданской воспитанности младших школьников проводилась по различным методикам. Сравнительный анализ результатов диагностики, полученных в обеих школах, показал, что уровень проявления гражданской воспитанности у младших школьников Инсарской СОШ № 2 выше, чем у их сверстников, обучающихся в Инсарской СОШ № 1, не участвующей в апробации стандартов нового поколения.
Обобщение изученного в процессе исследования опыта российских школ по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации государственных образовательных стандартов второго поколения, позволило нам сделать вывод о том, что требования образовательных стандартов второго поколения предполагают реализацию системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию. В соответствии с данным подходом формирование гражданственности у младших школьников осуществляется в учебно-воспитательном процессе, важной частью которого является внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня по различным направлениям. Наиболее эффективными, с точки зрения формирования гражданственности у младших школьников, являются следующие направления деятельности: гражданско-правовое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, социальное, научно-познавательное, общекультурное, художественно-эстетичес-кое, и проектная деятельность.
На основании изученного опыта, учитывая региональные особенности и специфику работы школы, на базе которой проводилось наше исследование, мы разработали систему занятий, тематическое планирование факультативного курса для начальной школы «Я и мир вокруг меня» и методические рекомендации по его реализации. Занятия данного курса направлены на формирование гражданственности младших школьников. Они позволяют заложить в ребенке чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать гражданское отношение к делам и поступкам.
Принципиальные отличия правополушарного и левополушарного доминирования
Есть особенности функционального развития леворуких детей, отмечаемые почти всеми исследователями. Они должны учитываться в процессе обучения. Это прежде, всего лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных. Леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со с ...
Проектная деятельность в обучении информатике
В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов». Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ...
Выявление уровня сформированности навыков чтения у умственно отсталых
учащихся 3 класса
Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков чтения (выразительность, беглость, правильность, сознательность) у детей с интеллектуальной недостаточностью. В эксперименте принимали участие учащиеся двух параллельных 3 классов (по 15 человек) Черновской специальной (коррек ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.