Образование » Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения » Методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения

Методические рекомендации по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации образовательных стандартов нового поколения

Страница 6

Младшие школьники должны усвоить, что законы - это правила, которые устанавливает государство, их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей Родины называется Конституцией. Важно также напомнить детям права гражданина (право на образование, охрану здоровья, на отдых и труд) и объяснить, что кроме прав, у граждан России есть обязанности, например, сохранять природу, защищать Родину.

Большую значимость в формировании гражданственности у младших школьников имеет системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию. Младшему школьнику нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. В деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми, формируются основы гражданского поведения.

Благоприятные условия для понимания и усвоения нравственных норм и основ гражданского поведения в естественных условиях создает использование игровых форм работы. Мы предлагаем использовать игровые формы при изучении отдельных тем факультативного курса по гражданскому воспитанию младших школьников.

Формирование необходимых гражданину знаний, отношений, принятие личностью образцов гражданственности невозможно без синтеза научной информации и личного опыта. Поэтому гражданское воспитание современных младших школьников предполагает использование методов моделирования и анализа жизненных ситуаций (нравственных, экономических и других), требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, составления плана практических действий и т.п.

В такую деятельность вовлекают младших школьников творческие формы учебной работы (ролевые игры, разработки проектов, создание альбомов, буклетов и т.п.), предусмотренные системой занятий по курсу «Я и мир вокруг меня» в рамах тематического блока «Моя деятельность».

На занятиях факультативного курса по данному тематическому блоку младшие школьники решают нравственные задачи, ведут дискуссию о том, кого можно назвать истинным гражданином Отечества, учатся отстаивать свою точку зрения. Такие занятия способствуют развитию исследовательских способностей, коммуникативных навыков и лидерских качеств младших школьников, имеют большую значимость для формирования гражданственности и самореализации личности младшего школьника.

Таким образом, обобщив опыт российских школ по формированию гражданственности у младших школьников в условиях апробации государственных образовательных стандартов второго поколения, мы пришли к следующим выводам. Образовательные стандарты нового поколения предполагают реализацию системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию, при котором основным элементом работы учащихся является освоение деятельности, особенно ее новых видов, таких как: проектно-исследовательская, поисково-конструкторская, творческая.

В соответствии с требованиями образовательных стандартов нового поколения, гражданственность у младших школьников формируется в учебно-воспитательном процессе, важным компонентом которого является внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине по различным направлениям. Наиболее эффективными направлениями деятельности, в плане формирования гражданственности у младших школьников, являются: гражданско-правовое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, социальное, научно-познавательное, общекультурное, художественно-эстетическое направления и проектная деятельность.

На современном этапе актуальны такие формы работы, как: краеведческая, кружковая работа, занятия факультативных курсов, реализация социальных, творческих, исследовательских проектов. С учетом изученного опыта, региональных особенностей и специфики работы школы, на базе которой проводилось наше исследование, мы разработали систему занятий, тематическое планирование факультативного курса по гражданскому воспитанию в начальной школе «Я и мир вокруг меня», а также методические рекомендации по реализации данного курса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Методика организации допрофильной подготовки учащихся II ступени в общеобразовательных учебных заведениях
Предлагаемые рекомендации разработаны в соответствии с Концепцией профильного обучения в старшей школе, утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Украины от 25.09. 2003г. №10/12-2, Концепцией общего среднего образования (12-летняя школа), утвержденной Постановлением совместног ...

Развитие творчества в непредметном рисовании
Проблемы непредметного рисования до настоящего времени в педагогике рассмотрены крайне ограничено, однако, сам феномен непредметного рисования известен в науке, как важнейшая часть одного из направлений психотерапии - так называемой, арт-терапии. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации раз ...

Методологические основы методики обучения истории
Вопрос о научном статусе методики обучения истории, равно как и методик других учебных предметов, был в центре активных педагогических дискуссий в 50–80-е гг. прошлого века. Тогда её относили к числу и исторических (А.И.Стражев), и педагогических (П.В.Гора, С.А.Ежова и др.) дисциплин. В современном ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru